За все годы независимости в стране практически не было проведено ни одной полноценной реформы. Однако реформа местного самоуправления может стать первой глобальной перестройкой, которая перевернет многое в государстве — от системы управления до распределения финансов. В этом уверен председатель Комитета Верховной Ради по вопросам государственного строительства и местного самоуправления Давид Жвания. С ним мы поговорили о целях и возможных сроках таких необходимых стране изменений.
— О необходимости реформы местного самоуправления говорят не один год. Страны, с которыми мы начинали этот путь, успешно провели реформу, у нас же дальше разговоров дело не пошло. Почему, по вашему мнению, мы так долго заговаривали эту тему и не предпринимали конкретных шагов?
— В Украине за все годы независимости практически не было проведено ни одной полноценной реформы, не считая, разве что, введения национальной валюты. Все остальное — во многом, имитация реформ, направленная на залатывание дыр. Можно дискутировать, почему так произошло. Украина за достаточно короткий срок «повзрослела» политически и состоялась как государство, в котором люди знают и отстаивают свои права. Евроинтеграционный выбор, который сделало наше общество, выйдя на Майданы, будет реализован в любом случае, и именно благодаря евроинтеграции мы сможем эффективно провести реформы, которые станут не очередной болтовней, а конкретными действиями.
Реформа местного самоуправления станет первой глобальной реформой, которая перевернет многое в государстве — от системы управления до распределения финансов. Поменяются роли, принцип формирования бюджетов, ответственность за принятие решений. Для того, чтобы это было реализовано не «как всегда», а грамотно, была проделана огромная работа: от мониторинга ситуации, консультаций с экспертами, плотного сотрудничества с Советом Европы, разработки законодательной базы и механизмов воплощения реформы. Поэтому каждый шаг взвешивается, ведь мы поменяем систему местного самоуправления на десятилетия.
— Министерство регионального развития подготовило проект Концепции реформы местного самоуправления. Она активно обсуждалась на всех уровнях. Какова идея этой Концепции, и каким путем она будет достигнута?
— Концепция готовилась не один год, постоянно идет работа над редакцией документа. В этом году на Совете регионов Президент Украины Виктор Янукович представил концепцию. Она прошла рассмотрение на заседании правительства, после чего была направлена в регионы, где ее содержание широко обсуждалось и совершенствовалась. Таким образом, сегодня и на уровне власти, и на уровне общества есть понимание, что делать, как и когда.
Если кратко, то главная цель, которая должна быть реализована в контексте реформы — забрать власть у центра и передать ее на места. На словах все звучит просто, красиво и понятно: усиление прав территориальной громады, приближение услуг людям, новая система формирования местных бюджетов. Но следует понимать, что, казалось бы, очевидные вещи состоят из тысяч деталей, которые надо учесть. Это — во-первых. Во-вторых, включится человеческий фактор, когда одним придется поделиться полномочиями, а другим — научиться ими эффективно пользоваться. В один день ничего не поменяется, поэтому реформа будет реализована поэтапно. Но и затягивать с ней нельзя. Нужно набраться политической воли и сделать все, что задумано.
— Подготовительный этап реализации Концепции предусматривает разработку ряда законопроектов. В частности, новый проект закона о местном самоуправлении, о местных госадминистрациях, об объединении территориальных громад и т. д. Как обстоят дела с подготовкой этих законопроектов?
— Естественно, что реформа предусматривает не только обновление законодательной базы, но и внесение изменений в Конституцию Украины, подготовкой которых занимается Конституционная Ассамблея. Над проектами новых законов в течение долгого времени совместно работают Минрегион, ответственный за реализацию реформы, эксперты в области местного самоуправления, депутаты. Все ключевые моменты обговариваются на круглых столах.
Комитет Верховной Рады Украины по вопросам государственного строительства и местного самоуправления ответственен за подготовку и последующую «жизнь» законопроектов соответствующей направленности в парламенте. Сегодня к рассмотрению уже во втором чтении подготовлен законопроект об участии общественности в формировании и реализации государственной политики, решении вопросов местного значения (№ 0866).
Большая работа была проведена над проектом закона о местном референдуме (№ 0867). К принятому в первом чтении проекту было много замечаний. Поэтому комитетом была создана рабочая группа, которая готовит к принятию во втором чтении и в целом профессиональный и качественный законопроект.
Кроме того, мы ожидаем ряд правительственных законопроектов, чтобы в свою очередь присоединиться к работе над ними. В частности, речь идет о новой редакции Закона Украины «Об органах самоорганизации населения», новых проектах законов, которых раньше не было в отечественной системе законодательства: «Об общем собрании (конференции) членов территориальной громады по месту жительства», «О местных инициативах», «Об общественных слушаниях», «О сотрудничестве территориальных громад». И, конечно же, будут рассматриваться и всячески поддерживаться законодательные инициативы депутатского корпуса, отвечающие требованиям времени.
— В Концепции акцентируется внимание на создании достаточных материальных и финансовых условий для того, чтобы органы местного самоуправления могли выполнять возложенные на них функции. Существующий закон также предусматривает достаточное финансирование для местных советов, однако на деле все обстоит далеко не так. Как же решить эту проблему?
— Действительно, в Конституции предусмотрена финансовая основа местного самоуправления, но, по сути, большинство местных бюджетов являются дотационными, а территориальные громады финансируются за счет государственного бюджета.
Концепция предлагает новую финансовую основу для местного самоуправления. Во-первых, налоги и сборы, связанные с определенной территорией, будут поступать в местный бюджет, а не в государственный. Местные органы власти будут уже распоряжаться этими средствами для блага людей, а люди будут знать, что требовать отчет за плохие дорогие, разрушенные больницы можно с конкретного человека, которого они выбрали, а не с абстрактной власти где-то там в столице.
Во-вторых, для местных органов власти будет значительно упрощена процедура привлечения кредитов для инвестиционного развития при наличии государственного контроля.
В-третьих, объем дотаций выравнивания из государственного бюджета будет рассчитываться на основе унифицированных стандартов предоставления административных и социальных услуг.
— Предусматривается, что реформа будет осуществляться за счет государственного и местных бюджетов. Учитывая нынешнее экономическое состояние страны, можно ли рассчитывать, что эти деньги будут предусмотрены в бюджете будущего года?
— Нам известно, что пока Кабинет Министров не предоставил Верховной Раде проект бюджета на следующий год. В то же время, реформа реализуется поэтапно, начиная с имплементации законодательства. Кроме того, мы рассчитываем на предоставление технической и финансовой помощи со стороны международных организаций, в том числе Европейского Союза. В этом контексте крайне важно, чтобы Украина подписала Соглашение об ассоциации с ЕС.
Что же касается сроков проведения реформы, то это тот вопрос, с которым нельзя затягивать. Чем раньше мы примемся за реализацию реформы, тем скорее люди прочувствуют все ее плюсы.
— Спасибо за беседу.
КСТАТИ
Ключевое задание реформы — создать на местах такую систему управления, при которой местная власть будет иметь все административные и финансовые рычаги для обеспечения высокого уровня качества жизни людей. Реформой предусмотрено разделение полномочий между органами исполнительной власти и местного самоуправления. В частности, поменяется характер местных государственных администраций, на которые будут возложены лишь функции контроля. Основная же часть административных функций перейдет к исполнительным органам местного самоуправления. Это, в свою очередь, предусматривает конституционные изменения.
***
Владимир Невжинский, 
председатель Менского районного совета:
— Основной целью реформы местного самоуправления является, конечно же, обеспечение развития территориальных громад как полноправных членов гражданского общества. Для этого государство должно обеспечить соответствующий уровень поддержки, создав в первую очередь четкую нормативно-правовую базу для регулирования материальных и финансовых основ местного самоуправления.
Во-первых, необходимо изменить принципы формирования местных бюджетов. Ведь сегодня мы имеем так называемый «формульный подход», который не эффективен для таких регионов, как Черниговская область (большая территория, относительно небольшое количество населения, значительное количество заведений гуманитарной сферы, слабое транспортное сообщение и т. п.). По сути, территории функционируют не должным образом, решение даже элементарных вопросов весьма проблематично, не говоря уже о реализации серьезных проектов и программ развития громад.
Во-вторых, надо обеспечить усовершенствование порядка управления коммунальной собственностью, в частности, объектами совместной собственности территориальных громад. Как председатель районного совета, который беспокоится о сохранности коммунального имущества и использовании его на благо громады, могу с ответственностью сказать об отсутствии на сегодняшний день четкого законодательного механизма регулирования вопросов управления именно собственностью территориальных громад.
В-третьих, должны быть урегулированы отношения в сферах землепользования, коммунального хозяйства, использования и охраны природных ресурсов. Государство должно стимулировать хозяйственную инициативу территориальных громад, их членов, ведь это обеспечит наполнение местного самоуправления внутренними ресурсами. В-четвертых, должны быть четко разграничены полномочия органов местного самоуправления и местных органов исполнительной власти. А выполнение делегированных полномочий органами местного самоуправления должны быть обеспечены финансово, но вместе с тем необходимо создать четкий механизм контроля за их реализацией.
Что же касается административно-территориальной реформы, оптимизации структуры административно-территориального устройства, изменения количества административно-территориальных единиц, то я отношусь к этому с большой осторожностью. Очень важно иметь четкое видение такой реформы, разработать оптимальную для нашего государства структуру административно-территориального деления, при этом учитывая особенности регионов. Наверное, уместно сначала провести локальный эксперимент в нескольких областях.
Сергей ПАВЛЕНКО.
Фото  предоставлено пресс-службой Менского райсовета.
***
Поздравление по случаю Дня местного самоуправления
Комитет Верховной Рады Украины по вопросам государственного строительства и местного самоуправления искренне поздравляет работников и служащих органов местного самоуправления, сельских, поселковых, городских голов, депутатов местных советов, представителей отечественных и международных неправительственных организаций, научных работников с 
Днем местного самоуправления!
Государственный статус этой праздничной даты свидетельствует о том большом значении и внимании, которые отводятся в нашей стране системе местного самоуправления, признанию ее роли в обеспечении осуществления и предоставления наиболее важных и приближенных к человеку полномочий и услуг. Образование, здравоохранение, культура, социальная защита, многоотраслевое коммунальное хозяйство, градостроительство — вот далеко не полный перечень ключевых сфер общественной жизни, ответственность за надежное функционирование и слаженную работу которых возложена на самоуправляющееся звено власти.
Мы хорошо осознаем всю сложность вопросов, которые решаются органами местного самоуправления в громадах и регионах, видим те непростые условия, в которых приходится работать нашим коллегам на местах и как представители наивысшего законодательного органа государственной власти уверяем их во всяческой поддержке и содействии на уровне законопроектирования, создания надлежащих правовых основ для обеспечения эффективной и качественной деятельности каждого из элементов системы местного самоуправления, ее комплексного реформирования на принципах децентрализации властных полномочий и субсидиарности, достижения реальной финансовой способности и организационной самостоятельности.
Желаем вам, уважаемые друзья, крепкого здоровья, счастья, щедрого благосостояния, согласия и семейного уюта. Пусть сбываются все заветные мечты, реальностью становятся добрые планы и намерения. Творческих достижений вам, успехов и свершений в нелегкой и ответственной работе на благо громад, регионов и родной Украины!
Председатель Комитета Давид ЖВАНИЯ, члены Комитета по вопросам государственного строительства и местного самоуправления.