И все из-за того, что в очередной раз депутаты горсоветы не могут провести объявленное сессионное заседание. В течение года сессии неоднократно срывались из-за того, что народные избранники не приходили. Как сообщили в горсовете, только с 23 сентября по 30 декабря состоялось 16 пленарных заседаний, 15 из которых закончились блокированием и срывом работы сессии.

Так произошло и в предпоследний день минувшего года, когда на сессию пришли всего полтора десятка депутатов и этого оказалось мало, чтобы начать работу. Большинство объяснили свое отсутствие весомыми причинами: кого-то задержала производственная необходимость, а кого-то — больничные. Однако случаи, когда в зале отсутствует кворум, кажется, превращаются в плохую, но устойчивую традицию.

Сначала такое поведение пытались объяснить действиями оппонентов городского головы. Однако последняя сессия продемонстрировала «единство» разных фракций. На ней отсутствовали представители «Слуги народа», «Европейской солидарности», партий «За будущее», «За конкретные дела», «Родной город» и ВО «Свобода». То есть в списке — практически весь местный политический спектр. В результате депутатам так и не удалось рассмотреть и принять бюджет на 2022 год.

Понимая сложность ситуации, городской голова Михаил Поситко собирал не одно оперативное совещание с распорядителями средств. На них речь шла о необходимости принятия финансового документа громады. И все равно, как отмечал голова, отдельные депутаты блокировали внесение в повестку дня проектов соответствующих решений, используя разные методы: от организованной неявки на заседание до выемки карточек депутатов во время голосований, что искусственно вызывало нехватку кворума для проведения сессии.

Хотя проекты решений по утверждению программ и бюджета были обсуждены на заседаниях постоянных депутатских комиссий и вынесены бюджетной комиссией на рассмотрение сессии, депутаты даже не проголосовали за их включение в повестку дня.

Между тем документы предусматривали направить 86 процентов всех расходов на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, на оплату коммунальных услуг и энергоносителей бюджетных учреждений.

Поэтому теперь финансирование будет проводиться ежемесячно в размере 1/12 объема бюджетных назначений на 2021 год.

Такой порядок не остановит жизнь в городе, но может вызвать немалые проблемы. Ведь согласно этим расчетам размер ежемесячного финансирования не может превышать 66,5 миллиона гривен. Но реальные январские затраты, учитывая увеличенные тарифы, составляют 68,7 миллиона гривен.

Таким образом, даже имея необходимые средства, город не сможет профинансировать любые другие потребности, в частности и питание в учебных заведениях, оплату льготных медикаментов, проезд и любые пособия по программе социальной защиты. Без финансовой поддержки будут оставаться и программы развития спорта, работы по благоустройству города коммунальным предприятием и т.п.

Из-за того, что вместе с бюджетом не утверждены проекты программ, которые подготовлены и представлены главными распорядителями средств, они не могут быть включены во временную роспись, по которой будет осуществляться финансирование до момента принятия бюджета громады. Так автоматически будет тормозиться программа по питанию детей в школах и детсадах и т. п.

Принимая во внимание все эти риски для громады, в горсовете подготовили обращение к председателю Хмельницкой ОГА Сергею Гамалию, которое городской голова зачитал во время заседания, на котором присутствовали распорядители средств. Но повлияет ли оно на местных депутатов? Потому что именно они должны собраться и утвердить бюджет. Однако политические распри не позволяют это сделать. Приверженцам и оппонентам городских властей так и не удается найти компромисс. И получается, что каждая из сторон так волнуется за благополучие родного города и своих избирателей, что в результате те остались без надлежащего бюджетного финансирования.

Хмельницкая область.