Дорожная отрасль в прошлом году была одной из самых существенных в экономике Ивано-Франковской области. Государственные инвестиции на ремонт автодорог государственного значения и мосты на них по Национальной программе «Большое строительство» составляли почти четыре миллиарда гривен. А за этим — не только обновление инфраструктуры, но и создание рабочих мест, отчисления в виде налогов в бюджет, наконец — развитие сопряженных отраслей.

«Это не иностранные инвестиции, а средства, которые вложило государство в развитие Ивано-Франковщины, — акцентировал на итоговой пресс-конференции начальник Службы автомобильных дорог в области Василий Буджак (на снимке). — Поэтому показатели деятельности и достижения дорожников — это успех всех граждан, ведь обновленная инфраструктура — и за средства добросовестных налогоплательщиков».

Те или иные достижения быстро становятся нормой. И привычно ставить с каждым разом планки повыше. Такая практика в последнее время касается дорог государственного значения Ивано-Франковщины и мостов на них. Еще несколько лет назад важнее было обеспечить проезд, а сейчас уже речь идет об освещенных пешеходных переходах, светофорах, обновлении автопавильонов и современных магистралях.

«Год для отрасли в нашей области был знаковым, — рассказывает начальник Службы автомобильных дорог в Ивано-Франковской области Василий Буджак. — Благодаря Национальной программе «Большое строительство» и при содействии Кабмина и Укравтодора в минувшем году реализовали важные инфраструктурные проекты. Отремонтировали более 250 километров дорог государственного значения. Для сравнения: в 2016—2019 годах обновили в целом 207,3, в 2020-м — 137 километров».

В первую очередь — кардинальное обновление от границы со Львовской областью до Тернопольщины, международной трассы М-30 Стрый — Изварино, которая проходит через восемь областей и соединяет запад и восток страны. Поэтому и названа Дорогой Единства.

Многое сделано и на главных артериях области — дорогах Н-10 Стрый — Мамалыга и Н-09 Мукачево — Львов, где обновлены пропущенные в предыдущие годы участки, которые на то время находились в хорошем состоянии. Завершен текущий средний ремонт дороги Р-38 Богородчаны — Гута, которая ведет к Национальному природному заповеднику «Синегора».

«Важным этапом работы стал ремонт на всей протяженности дороги Р-21 Долина — Хуст, которая проходит по высокогорью Карпат от города Долина до границы с Закарпатьем, через Вышковский и Торунский перевалы.

Обновление состоялось в рамках реализации проекта «Малый Карпатский круг». А за этим — толчок к социально-экономическому развитию региона. Территориальным громадам раскрываются новые возможности для привлечения инвестиций, в частности в туристической отрасли, а также для создания новых рабочих мест», — акцентирует Василий Буджак.

Это как раз касается и дороги Р-24 Татаров — Каменец-Подольский, так называемой Золотой Подковы Карпат, которую в этом году обновили в Надворнянском, Верховинском, Косовском и Коломыйском районах. Вместе с ремонтом дороги Р-62 Криворовня — Черновцы Верховинский район стал первым в регионе, где полностью восстановлены дороги государственного значения. А это способствует реализации бизнес-проектов в территориальных громадах, улучшению привлекательности Карпатского края.

Знаково, что постепенно обновляют территориальные дороги. В прошлом году это ремонт Т-09-05 Делятин — Раковчик, Т-09-09 Косов — Старые Куты, Т-14-19 Николаев — Калуш.

«В рамках «Большого строительства» реализуем проекты строительства и капитального ремонта мостовых переходов: в Делятине на дороге Н-09 Мукачево — Львов, в Стопчатове на дороге Р-24 Татаров — Каменец-Подольский, в Рожневе на дороге Т-09-09 Косов — Старые Куты. В этом перечне — еще более 20 мостов в рамках реконструкции дороги М-30 Стрый — Изварино, ремонт дороги Н-18 Ивано-Франковск — Тернополь», — подчеркивает руководитель.

Безопасность дорожного движения тоже выходит на высший уровень. Это строительство новых кольцевых развязок, тротуаров и пешеходных дорожек, замена дорожных знаков, барьерного ограждения, установка светофоров, нанесение разметки, устройство заездных карманов для остановок общественного транспорта.

В разрезе достижений следует акцентировать внимание и на создании новых рабочих мест в дорожной отрасли. Ведь за этим — благосостояние жителей Прикарпатья, благополучие их семей.

«Не останавливаемся на достигнутом. В нынешнем году при государственной поддержке реализуем не менее амбициозные инфраструктурные проекты. Поэтому с уверенностью можем говорить, что Ивано-Франковщина благодаря добротным дорогам и мостам становится более привлекательной для жителей области и гостей. Для развития нашего Украинского государства это существенный прогресс», — подытоживает Василий Буджак.


Дорога Долина — Хуст.

Ивано-Франковская область.

Фото предоставлено автором.