Также дать равные возможности для привлечения заимствований громадами, а ещё — разработать финальный текст изменений в Конституцию в части децентрализации. Приоритетные инициативы Верховной Рады для местного самоуправления проанализировал председатель подкомитета по вопросам административно-территориального устройства и местного самоуправления Виталий Безгин (на снимке), информирует сайт политической партии «Слуга народа».

Децентрализационные изменения в Конституцию

30 ноября на сайте Комитета по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства обнародовали текст изменений в Конституцию в части децентрализации власти. Этот проект два года обсуждался с ключевыми экспертами и стейкхолдерами, профильными ассоциациями, представителями органов местного самоуправления со всей страны.

Теперь межкомитетская парламентская группа из 10 депутатов, куда вхожу и я, будет работать над финальной версией текста изменений в Конституцию. Надеемся обнародовать его в начале марта. Дальше нужно проголосовать (226 голосов) за его направление на оценку в Конституционный Суд. После этого — этап принятия в парламенте в первом чтении (226 голосов). Во втором чтении сможем проголосовать изменения в Конституцию только на следующей сессии парламента. Необходимо будет набрать 300 голосов.

Аналоги префектов в громадах

Планируем принять законопроект № 4298, благодаря которому в Украине появятся местные государственные администрации с префектурными полномочиями. Они будут представлять государство на местах, заниматься реализацией государственных программ и контролировать законность решений органов местного самоуправления. При этом председатель местной госадминистрации не сможет вмешиваться в работу органов местного самоуправления, указывать им, что делать, самостоятельно останавливать или отменять их решения, единолично определять законность этих решений. Все это будет делать исключительно суд.

Законопроект № 4298 перезагрузит отношения местного самоуправления с государственной вертикалью. Он является одним из ключевых для продолжения реформы децентрализации.

Каждой ОТГ — по стратегии

Среди планов на зимний период — принятие во втором чтении законопроекта № 5323 о принципах государственной региональной политики. Он привязывает региональные и местные стратегии развития к государственной стратегии, а также делает обязательным наличие стратегий развития для каждой громады. Ведь мы прекрасно понимаем, что нельзя одинаково стратегически развивать городские агломерации и высокогорные территории — каждая громада должна иметь свой план развития.

А чтобы стратегии развития громад согласовывались с общей государственной стратегией, законопроект вводит трехуровневую систему стратегического планирования: государство, регион, громада. Так мы синхронизируем каждую громаду с центральной властью.

Местная власть будет работать прозрачно

Недавно мы зарегистрировали законопроект № 6401 об обеспечении прозрачности местного самоуправления. Его прежде всего ждет само гражданское общество, ведь органы местной власти подотчетны жителям своей территории и должны быть открытыми перед людьми.

Законопроект предусматривает обязательную трансляцию всех открытых заседаний местных советов, создание реестра объектов коммунальной собственности, открытого для жителей громады, обнародование публичной информации об органах местного самоуправления в формате открытых данных. К тому же в открытом доступе должны публиковаться не только проекты повесток дня заседаний местных советов, но и проекты повесток дня постоянных комиссий, а также принятые акты органов местного самоуправления, все приложения к ним. Планируем, что профильный комитет рассмотрит законопроект 19 января 2022 года.

Уничтожим бюджетную дискриминацию

В конце 2021 года мы инициировали законопроект № 6472, который должен убрать дискриминацию в вопросе привлечения заимствований сельскими и поселковыми громадами. Дело в том, что ныне для сельских и поселковых громад существуют ограничения в привлечении заимствований, в то время как для городских громад таких ограничений нет.

При этом сравните численность населения в некоторых городских и поселковых громадах. Городские: Дружбовская (Сумская) — 5490 человек, Батуринская (Черниговская) — 7281 человек, Устилугская (Волынская) — 7342 человека. И несколько поселковых, сейчас ограниченных: Сафьяновская (Одесская) — 42 927 человек, Нересницкая (Закарпатская) — 30 609 человек, Белогородская (Киевская) — 23 697 человек.

Предложенный нами законопроект предлагает внести изменения в бюджетный кодекс и сделать громады равноправными с точки зрения борьбы за заимствования. Мы понимаем, что доступ к «дешевым деньгам» является залогом для дальнейшего развития территорий.

Фото Сергея КОВАЛЬЧУКА.

Больше фото здесь.