В минувшем году стране приходилось преодолевать вызовы, связанные с пандемией, и в чрезвычайно сложных условиях продолжать реформирование научной и образовательной отрасли. Законодательную базу для изменений готовили в Комитете по вопросам образования, науки и инноваций.

Профильный комитет в прошлом году провел 39 заседаний, на которых рассмотрел 262 вопроса, из которых 139 посвятил обработке законопроектов и проектов постановлений Верховной Рады Украины.

В течение 2021 года рассмотрен 71 законопроект, по обработке которых комитет определен главным, и обсудил еще 68, по которым представил свои предложения другим профильным комитетам. Приняты в целом 13 законов Украины и 8 постановлений Верховной Рады. В частности, приняты законы «О внесении изменений в статью 3 Закона Украины «О приоритетных направлениях науки и техники», «О внесении изменений в Закон Украины «О высшем образовании» о процедуре избрания руководителя заведения высшего образования», «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно урегулирования отдельных вопросов присуждения научных степеней и лицензирования образовательной деятельности», «О внесении изменений в Закон Украины «О полном общем среднем образовании» о расширении возможностей для трансформации образовательной сети и защиты прав участников образовательного процесса, «О внесении изменений в некоторые законы Украины по эффективному управлению имуществом заведений высшего образования государственной и коммунальной формы собственности».

Вместе со страной парламентариям приходилось оперативно реагировать на пандемию — рассматривать вопросы дистанционного обучения, проведения ВНО и ГНА в условиях соблюдения новых санитарных регламентов и карантинных требований. Не обошли вниманием и вопрос реформирования сети учебных заведений, волновавший как родителей школьников, так и местную власть. В прошлом году Верховная Рада приняла Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования механизмов формирования сети лицеев для внедрения качественного профильного среднего образования», что позволяет объединенным территориальным громадам с численностью населения менее 50 тысяч человек создавать лицеи.

В минувшем году комитетом рассмотрено 16 контрольных вопросов, среди которых — проблема организации предоставления образовательных услуг детям во время длительного стационарного лечения, обеспечение выплаты стипендий Президента участникам и призерам международных ученических олимпиад, состояние выполнения рекомендаций комитетских слушаний по реформированию специальных учебных заведений и внедрению инклюзии, вопросы оплаты труда медицинских работников в учебных заведениях, решение проблемы дефицита объемов образовательной субвенции, вызванных реализацией административно-территориальной реформы и т. п.

В центре внимания комитета — проблема повышения качества образования, в частности, и университетского. Достичь этой цели невозможно без преодоления или минимизации коррупционных рисков и строгого соблюдения принципов академической добропорядочности. Такие вопросы в прошлом году неоднократно рассматривались на заседаниях комитета.

Особое внимание уделили задокументированным попыткам фальсификации итоговых экзаменов в медицинских вузах. В июне минувшего года в Ужгородском национальном университете более 20 человек с поддельными документами пришли сдавать экзамен «Крок» вместо других студентов. «Через две недели мы провели заседание комитета, на которое пригласили все касательные силовые структуры, обработали вопрос, дали поручение и взяли на контроль», — напомнил председатель комитета Сергей Бабак. В результате в декабре 2021 года Национальная полиция завершила досудебное расследование уголовного правонарушения и направила в суд обвинительные акты в отношении организатора и 25 участников дела.

Фигурантам согласно ч.3 ст. 358 УК Украины «светит» ограничение или лишение свободы на срок до пяти лет. Глава комитета поблагодарил правоохранителей за работу и подчеркнул, что позорную практику нужно искоренять. С этой целью в комитете разработали несколько законопроектов об усилении ответственности за академическую недоброчестность и мошенничество.

В прошлом году по инициативе комитета проведен ряд важных комитетских слушаний, в частности, посвященных качеству учебников и учебных пособий, аккредитации учебных программ по новой процедуре и итогам первого года грантового финансирования научных проектов Национальным фондом исследований Украины.