Учитель физкультуры школы № 7 города Черноморска Одесской области Сергей Папов является победителем городского конкурса «Учитель года-2018». Еще до пандемии с тревогой говорил о необходимости поиска новых подходов к организации уроков физкультуры, так как жизнь современного учащегося чересчур малоподвижна.

— В первый класс приходят в большинстве своем здоровые ребятишки, но за годы учебы все меняется, — говорит Сергей Папов. — В каждом классе старшей школы в основной группе по физкультуре разрешено заниматься всего нескольким ученикам. У остальных уже есть отклонения в состоянии здоровья — близорукость, лишний вес, сколиоз, мигрени, учащенное сердцебиение. Они могут заниматься только по облегченной программе. Происходит это потому, что после 6-7 уроков ребёнок отправляется на занятия по английскому, по предметам, которые понадобятся при поступлении в колледж или вуз. Придя домой, 3-4 часа тратит на выполнение домашнего задания. Затем, чтобы расслабиться, пару часов «висит» в телефоне или в компьютере. Получается, что дети практически обездвижены. Их организм от такого образа жизни начинает быстро изнашиваться.

Мой многолетний педагогический опыт позволяет с уверенностью утверждать: уроки физкультуры нужно выводить за пределы школьного расписания. Мы ведь знаем, что организм человека лучше воспринимает физические нагрузки во второй половине дня. Поэтому и занятия физкультурой должны проводиться в школе после обеда, когда это будет для здоровья детей гораздо полезнее.

— Переход на онлайн-обучение все эти проблемы с недостаточной двигательной активностью детей только обострил...

— Я считаю, что для школьников переход на онлайн-обучение — это тоже стресс. Детей закрыли в замкнутом пространстве дома. А им нужно двигаться, находить выход своей энергии, общаться в реальном мире, а не в виртуальном. Сейчас они вернулись в классы в перевозбужденном состоянии. И понадобится время (не знаю, сколько), чтобы сбалансировать происходящее, вернуть детей в норму. Без этого полноценный учебный процесс невозможен.

— Как вы относитесь к переменам, которые предполагается реализовать в организации уроков физкультуры? К тому, что с 2022 года в учреждениях общего среднего образования введут новую программу по физической культуре в 5-х классах, а с 2023 года — в 6-х классах?

— С большим интересом, так как прежние подходы, когда из года в год наши уроки шли по одному и тому же плану, уже давно нужно менять.

Да, в 2022-2023 учебном году начиная с 5-го класса, уроки физической культуры будут проходить по новой программе. Раньше в начале каждого учебного года учителя выбирали 5-6 модулей, в рамках которых они хотели обучать школьников.

Теперь модули ученики будут выбирать совместно с учителями. В течение учебного года школьники пройдут 12—14 модулей. А в процессе одного урока учитель сможет проводить одновременно три вариативных модуля.

На будущий учебный год программа по физической культуре предлагает 44 вида спорта. Её введение — это шаг навстречу детям и учителям, поиск компромисса. Основная цель заключается в том, чтобы школьники выбирали интересный им вид спорта и тем самым увеличивали свою двигательную активность, а также продолжали заниматься им уже вне школы. А это, прежде всего, будет способствовать укреплению их здоровья.

— Сергей Викторович, а как заниматься разными видами спорта в стандартном спортивном зале школы?

— Школам предстоит планировать совместные уроки для нескольких одновозрастных параллелей. Если в зале будут находиться, например, два 5-х класса, вместе с ними будут заниматься два учителя. Они смогут контролировать ситуацию во время занятий разными видами спорта.

— Большее количество детей в спортивном зале — это повышенная опасность столкновений и получения ими травм во время выполнения задания, это столкновение разных детских коллективов со своими иерархиями отношений, столкновение их лидеров в борьбе за первенство. Непросто придется учителям...

— Придётся выбирать те виды вариативных модулей, которые будут интересны школьникам, ну и учитывать уровень материально-технического обеспечения. Пока не знаю, как это все получится, но экспериментировать нужно. И учиться проводить одновременные занятия по нескольким видам спорта на одном уроке.

— Занятия новыми видами спорта требуют технического перевооружения школьных спортзалов. Нужны средства, и немалые. А откуда их брать в небольших населенных пунктах?

— Мы недавно были на семинаре «Cool Games» в с. Маяки. Очень понравилось то, что в небольших сёлах строятся спортивные комплексы, а также привели в порядок школьные спортивные залы. В Черноморске создана рабочая группа под руководством депутата городского совета Александра Тонкошкура. В неё вошли как представители разных видов спорта, так и представитель от учителей физической культуры. Мы встречались с городским головой Черноморска Василием Гуляевым и обсуждали с ним вопросы развития физической культуры и спорта в нашей громаде. Все понимают, что для максимальной реализации своих способностей человек должен быть, прежде всего, здоровым. Основы здоровья обязана закладывать школа. Надеемся, что в городском бюджете Черноморска на следующий год будут заложены средства на приобретение инвентаря для занятий новыми видами спорта, на проведение ремонтных работ в школьных спортивных залах. И мы сделаем первый, очень важный шаг на пути построения новой украинской школы. В которой здоровье детей и мотивация для занятий спортом будут одними из главных составляющих образовательного процесса.

На снимке: Сергей Папов проводит урок.

Фото предоставлено автором.