Судя по тому, что новости о новых тарифах появляются едва ли не ежедневно, создается именно такое впечатление. Предела в этом ценообразовании не видно. Но предел платежеспособности потребителей все же существует. Чем же должен закончиться этот тарифный марафон?

Начало января ознаменовалось для всех увеличением тарифов на водоснабжение и водоотвод. Хмельнитчанам в этой ситуации, можно сказать, повезло, потому что за кубометр воды цена выросла соответственно на 1,03 и 0,7 гривни. В итоге за кубометр придется платить 14,17 — 13,22 гривни. Во многих областных центрах и населенных пунктах цифры в несколько раз выше. Поэтому не стоит слишком сетовать.

Но не прошло и нескольких недель, как «Хмельницкводоканал» сообщил: теперь для всех вводится еще и абонентская плата. Предприятие уже опубликовало публичные договоры о предоставлении этой услуги. Если кто-то его и не подпишет, то все равно договор автоматически вступит в силу через 30 дней со дня его опубликования. Это в том случае, если жильцы многоквартирных домов не заключат отдельные договоры, а жители частного сектора не откажутся от обслуживания.

Спор о том, кто должен платить за поверку счетчиков, потребитель или поставщик, длится годами. То плата за это была включена в тариф, и тогда операция проводилась за счет коммунальщиков. То ее исключали из тарифов, и платил потребитель. Теперь — отдельная плата и отдельная платежка.

Кто от этого выиграет? Попробуйте догадаться. Теперь потребитель должен ежемесячно платить за абонентское обслуживание. Причем даже тогда, когда не пользовался водой. А это значит, что водопоставщики будут все равно получать определенные средства.

Каким будет новый тариф для хмельнитчан, неизвестно. Зато известно, что через несколько месяцев плата за воду снова может вырасти. Причем существенно — процентов на двадцать от нынешней цены.

Причины? Они так банальны, что не стоит и объяснять. Скажем, если на нынешнее подорожание частично повлиял увеличенный налог на недра, который нужно платить водоканалам, то в дальнейшем будут действовать традиционные факторы: подорожание электроэнергии и необходимость поднимать заработную плату работникам. А таких только на «Хмельницкводоканале» более восьмисот человек. Понятно, что всем им хочется получать достойную плату за свой труд.

А еще — замена изношенных водопроводов, ремонты, новое насосное оборудование... Словом, держись, потребитель. Тем более, что подобное происходит практически на всех коммунальных предприятиях — независимо от того, какие услуги они предоставляют.

С высокими тарифами каждый «борется», как может. Кто-то пользуется субсидией, кто-то платит из последних сил, а кто-то — нет. По последним данным областного управления статистики, в октябре население области заплатило за жилищно-коммунальные услуги 359 миллионов гривен, то есть 74 процента начисленных за этот период сумм. А ведь это было только начало отопительного сезона, и платежек в несколько тысяч за тепло еще не было.

И все равно на конец месяца задолженность населения по уплате за поставку и распределение газа превышала 479 миллионов гривен, за использованную тепловую энергию и горячую воду — 226 миллионов. За электроэнергию земляки задолжали 146 миллионов гривен, а за водоснабжение и водоотвод — почти 102 миллиона.

Как справиться с этими долгами коммунальщикам? Можно понять предприятия, чьи расходы тоже постоянно растут. Но трудно поверить в то, что преодолеть долги можно... еще более высокими расценками. Если и дальше все проблемы, возникающие не только в сфере коммунального хозяйства, но и на рынке энергоносителей, решать только за счет потребителей, до тупика неплатежей останется недалеко. И здесь не помогут никакие надбавки, доплаты за обслуживание, за трубы и счетчики... Попытки коммунальщиков получить средства даже тогда, когда потребитель не пользовался водой, не включал свет и газ, ничего не решат. А вот социальной напряженности и дополнительной финансовой нагрузки десяткам тысяч абонентов добавят.

Хмельницкий.