После совещания: Руслан Стефанчук и Денис Шмыгаль (в центре) вместе с председателями Славской и Выгодской территориальных громад Владимиром Бегой и Николаем Мацалаком (справа).

«А вы к нам в Сенечев приезжайте, — говорит мужчина из группы людей в центре села Вышкова Выгодской территориальной громады. — Так мы вас с музыкой встретим. Я сам на скрипке играю. Да и наши бойковские блюда попробуете. А еще столько всего интересного увидите, не пожалеете».


Житель села Сенечева Ярослав Галадий.

До курорта Славского — рукой подать, но не достать

Мы приехали в село Вышков с группой журналистов осенью прошлого года, чтобы осмотреть ремонт дороги Долина — Хуст. Снимаем, чем привлекаем внимание местных жителей. Наперебой нахваливают обновление. Среди них — и житель села Сенечева Ярослав Галадий.

«Вон, — говорит Ярослав, — и тротуары в Вышкове сделаны, и автобусный павильон, есть где от непогоды спрятаться. Радуюсь, что как-то, еще в 2019-м, на встрече с тогдашним председателем Ивано-Франковской ОГА Денисом Шмыгалем руководитель пообещал отремонтировать эту дорогу. Свои обещания выполнил. Еще бы в Сенечев такую же».

Предложение посетить Сенечев интригует. Но наш водитель наотрез отказывается ехать в это село. Хотя погода хорошая да и всего 12 км. Аргументирует: яма на яме, еще и застрять можно.

Становится как-то обидно за гостеприимных жителей Сенечева. Село — почти на границе с Закарпатской областью. Сейчас это Калушский район. К известному львовскому курорту Славскому — рукой подать. К международной автомагистрали Киев — Чоп в селе Плавье — ближе, чем к городу Долине Ивано-Франковской области.

Правда, это географически так близко. На самом же деле из-за гор и лесов дорог туда практически нет. Хорошо, что в прошлом году отремонтировали дорогу Долина — Хуст, потому что до недавнего времени и здесь был словно лунный пейзаж с выбоинами. А сейчас уже не следишь за дорогой — невольно в глаза бросаются местные виды. Это Центральные Карпаты — Горганы. Красота, как говорится, неописуемая. Да и край малоизвестен, не то что другие регионы Ивано-Франковской области — та же Гуцульщина.

По дороге в Ивано-Франковск наведываемся в поселок Выгода. Председатель территориальной громады Николай Мацалак рассказывает о новых инвестиционных проектах, получивших размах в последнее время.

Подчеркивает — именно обновление дорожной инфраструктуры дает толчок к развитию, в разы вырос наплыв туристов.

Именно в Выгоде состоялось одно из совещаний в 2019 году, где обсуждали планы, как соединить близкие географически районы трех соседних регионов. Впоследствии Ивано-Франковская, Львовская и Закарпатская области начали совместный проект «Малый Карпатский круг». Одним из его инициаторов был как раз нынешний Премьер-министр Денис Шмыгаль. В феврале прошлого года на всеукраинском форуме «Украина 30» государственный инвестиционный проект «Малый Карпатский круг» был представлен как часть Национальной программы «Большое строительство».

Как объединяются соседние области

Под руководством Премьер-министра Дениса Шмыгаля на Ивано-Франковщине в конце прошлого года состоялось совещание по продолжению проекта «Малый Карпатский круг». Принят пошаговый план действий по его реализации в этом году.

Включенные в проект дороги берут свое начало от польской границы к границе с Румынией. А это вопросы стратегического сотрудничества, строительство новых пунктов пропуска Боберка — Смольник и Яблоновка — Камыница. Важно, чтобы иностранный турист не чувствовал разницу в качестве инфраструктуры на украинских дорогах.

«Уверен, что проект будет способствовать ощутимому ускорению трансграничного сотрудничества. Расширится транзитный потенциал между Румынией и Польшей. Как результат — новые рабочие места, новое качество туристической инфраструктуры в стране», — акцентировал Денис Шмыгаль.

«Проект «Малый Карпатский круг» — пример того, как объединяются соседние области для реализации больших локальных проектов. Это пример для других регионов», — отметил присутствовавший на совещании Председатель Верховной Рады Руслан Стефанчук.

«В общей сложности будет обновлено более 600 км дорог, среди них — государственного значения, которые пролегают через центральную часть Карпат: М-06 Киев — Чоп, Р-21 Долина — Хуст,
Т-07-18 Нижние Ворота — Воловец — Межгорье Т —14-24 Сколе — Славское, — отметил министр инфраструктуры Александр Кубраков. — Разрабатывается проектная документация для ремонта искусственных сооружений на обновленных участках. Проектом предусмотрено обновление и дорог местного значения в труднодоступных горных районах, которые из-за географического расположения до сих пор были обделены вниманием.

Инвестиционный проект позволит развивать эти районы».

А 12 января стало известно, что в государственное управление переданы три дороги местного значения: Болехов — Казаковка, Казаковка — Суколь, Вышков — Сенечев. Они сольются в единую транспортную сеть вместе со львовскими Славское — Сенечев и Славское — Выгода. Перспектива — соединить горные курорты Выгоду и Вышки в Ивано-Франковской с курортами Славским, Рожанкой (Верхней и Нижней), Сколым и Плаем — во Львовской, Пилипцем, Изками, Синевиром и Межгорьем — в Закарпатской областях.

Первый заместитель председателя «Укравтодора» Андрей Ивко подчеркнул, что реализация проекта в горной местности имеет технологические сложности, ведь нужно расширять дороги, строить подпорные стенки, обеспечить надежные берегоукрепления, новые транспортные развязки, освещение и видеонаблюдение и создать полноценные условия для велотуристов. Капитальный ремонт должен пройти и на всех мостовых переходах, исчерпавших свой ресурс, чтобы объекты простояли десятилетия.

«Работаем над принятием на баланс и предпроектными решениями ремонта и реконструкции дорог Вышков — Сенечев, Болехов — Казаковка, Казаковка — Суколь, которые стали неотъемлемой частью государственного проекта «Малый Карпатский круг», — отмечает начальник Службы автомобильных дорог в Ивано-Франковской области Василий Буджак. — Уверен, что этот проект как часть Национальной программы «Большое строительство» будет реализован вовремя, и вскоре смежные горные районы Ивано-Франковской, Львовской и Закарпатской областей будут объединены качественной дорожной инфраструктурой».

Верится, что так и будет. Чтобы и небольшому селу Сенечеву, расположенному неподалеку от двух перевалов — Вышковского и Торунского — наконец-то улыбнулась судьба и оно стало частью туристической сети на уровне с известными горными курортами. И такие самобытные талантливые бойки, как Ярослав Галадий, покажут свои таланты.

Ивано-Франковская область.

Фото автора.