Одним из необходимых условий для динамичного движения нашей страны в направлении творческого осмысления и практического воплощения основополагающих традиций и ценностей европейской культуры является мощное, должным образом упорядоченное, системное, синергетическое развитие фундаментальной и прикладной науки. Исторический опыт развития европейского сообщества, в частности, убедительно свидетельствует о том, что именно наука, как в прошлом, так и в современных условиях, была и остается важным интеллектуальным фундаментом сильных государств и наций.

В этой связи следует напомнить слова из выступления главы Еврокомиссии Ж. Баррозу, которые он провозгласил 23 июня 2014 года на открытии Фестиваля науки в городе Копенгагене. «Будущее Европы, — подчеркнул высокопоставленный чиновник, — это наука». Поскольку научный потенциал государства является составляющей европейской культуры, совокупного интеллекта современной нации, у нас есть все основания утверждать, что наука — это будущее Украины. Важно при этом помнить, что наука интернациональна по своей природе. Заметим, что общественный статус академической науки в европейских странах достаточно высок. К примеру, Британская королевская академия ежегодно предоставляет правительству доклад, содержащий обстоятельный анализ проблем и перспективных тенденций развития государства. К сожалению, к экспертным выводам Национальной академии наук Украины прислушиваются не все представители правительственных кругов, а соответственно, и неэффективно используют их в своей практической деятельности.

Традиционно ученые делят науку на фундаментальную и прикладную. Если фундаментальная наука является эффективным механизмом продуцирования нового знания, то приоритетом прикладной науки является создание высокопроизводительных технологий. Целесообразно отметить, что наука как вид творческой деятельности занимается выработкой и систематизацией новых объективных знаний о действительности. Именно развитие науки в значительной степени способствует обеспечению большей сбалансированности мира как во восприятии и мышлении человека, так и в его реальной экзистенции.

Необходимо отдавать себе отчет в том, что развитие человеческого капитала в государстве неразрывно связано с развитием науки. Ни одна страна в мире не может быть передовой и высокоразвитой без мощной научной системы. Как утверждают опытные эксперты, наука не только производит новые знания, но и ищет пути их практического применения в рамках действующих социально-политических и культурных условий и традиций. По мнению исследователей, наука имеет, кроме «креативной» функции, то есть создания новых знаний, также и такие функции, как «престижно-амбициозная», «экспертная», «образовательная». В частности, в последнем интервью неизменного в течение 58 лет президента Национальной академии наук Украины Б. Патона, которое он дал «Урядовому кур'єру» 7 июля 2020 года, содержатся отнюдь нетривиальные мысли относительно значения украинской науки. Раскрывая сущностные основы науки, ее гносеологическую функцию, легендарный ученый акцентирует внимание на том, что «наука — это единственно адекватный инструмент познания окружающего мира и создания его достоверной картины».

В современных условиях наука как одна из наиболее конкурентных сфер деятельности определяет уровень экономического и инновационного развития государства. Показателем инновационного развития в мире традиционно считаются наукоемкость валового внутреннего продукта и количество исследователей на 1 млн населения. По официальным данным Комитета Верховной Рады Украины по вопросам образования, науки и инноваций, в ЕС средние расходы на науку составляют примерно 2% ВВП, например, во Франции — 2,23% ВВП, Венгрии — 1,38% ВВП. В Украине же этот показатель составляет всего 0,49% ВВП. При этом расходы в расчете на одного исследователя в Украине составляют 8,8 тыс. долларов, что в 19 раз меньше, чем во Франции (172,3 тыс. долларов) и в семь раз меньше, чем в Венгрии (62,5 тыс. долларов). Следует отметить, что в Украине общее количество исследователей за годы независимости уменьшилось почти в пять раз. Сегодня оно составляет 1254 человека на 1 млн населения, что в 2,6 раза меньше, чем в ЕС.

Характерным признаком научной системы Украины на современном этапе является сосуществование двух относительно самостоятельных моделей: академической и университетской науки. Сторонники традиционных ценностей академической науки придерживаются взглядов известного германского исследователя В. Гумбольдта. Он прежде всего определил ее сущность посредством сочетания трех составляющих: собственно академии наук или институт членов академий наук; университеты; специализированные научно-исследовательские лаборатории или институты, не связанные с обучением студентов. В то же время значительная часть экспертов по научным вопросам предпочитает западную модель научного развития, согласно которой наука в интеллектуальном и институциональном аспекте должна быть сосредоточена именно в классических и отраслевых университетах. В свою очередь сторонники традиционной, «академической» модели развития научного потенциала приводят многочисленные и одновременно успешные примеры функционирования таких инновационных структур, как, например, исследовательские лаборатории во Франции, общество Планка в Германии и т. д.

Украина избрала компромиссную модель науки, согласно которой при сохранении системы национальных академий университеты в соответствии с отечественным законодательством остаются достаточно важными коллективными игроками на научном поле. К тому же Законом Украины «О высшем образовании», принятым в 2014 году, развитие фундаментальных и прикладных исследований отнесено к приоритетным направлениям развития университетов. Проблемы дальнейшей интеграции академической и университетской науки нашли ведущее место в одобренной в мае 2021 года Общим собранием НАН Украины Концепции развития НАН Украины на 2021—2025 годы.

Следует отметить, что особенности европейской культуры и науки находят свое воплощение в системе ценностей, которые доминируют сегодня в поликультурном пространстве. Следует также указать и на то, что именно

Европа впервые создала феномен теоретической и эмпирической науки, то есть систему критериев, по которым определенные предположения воспринимаются научным сообществом как истинные или отвергаются как ложные.

Неотъемлемой составляющей научной деятельности является фундаментальная наука. Президент Европейского исследовательского совета профессор М. Лептин, например, убеждена в том, что фундаментальные исследования, расширяющие границы наших знаний, помогут решить проблемы нашего времени. По мнению президента НАН Украины, академика А. Загороднего, фундаментальное исследование — это активность, которая направлена на выяснение природы вещей. Следует также подчеркнуть, что принципиально важной методологической основой перспективных фундаментальных исследований является их междисциплинарность.

С нашей точки зрения, украинская наука как интеллектуальный феномен занимает ведущее место в системе европейских ценностей и культуры. Однако исследователи в отношении этого вопроса нередко занимают противоположные или противоречивые позиции. Оптимистическим лейтмотивом новейших трудов известных отечественных и зарубежных ученых является рефлексивное понимание того, что именно дух культуры стал одной из важнейших социокультурных предпосылок рождения науки нового времени, которая, претерпев исторические трансформации в современном глобальном мире, определяет стратегические ориентиры и приоритеты развития европейской цивилизации. Именно поэтому защита науки, ее методологических и мировоззренческих основ является одной из приоритетных задач для исследователей как в Украине, так и в мире в целом. Следует указать и на то, что многотысячные манифестации в защиту науки в последнее время прошли в Англии, Новой Зеландии, Австралии. Следует сделать предостережение относительно того, что активным, откровенным и крайне опасным оппонентом европейской науки, как в целом и украинской, выступает псевдонаука или же такие ее модификационные гибриды как квазинаука, фальшивая наука. Она имеет глубокие исторические и гносеологические корни.

Уместно напомнить в этой связи, что термин «псевдонаука» впервые в сфере научной мысли был употреблен византийской принцессой А. Комниной еще в конце ХI века. С тех пор квазинаука настолько укрепила свои позиции в гносеологическом и организационно-структурном смысле, что превратилась во влиятельную иррационально-деконструктивную силу, и в современных условиях является реальной угрозой для развития науки и общества. Рост псевдонаучного знания — контрмодернизационный процесс, обусловленный рядом объективных факторов и являющийся одним из тревожных симптомов архаизации общества. Опираясь на творческие достижения отечественных исследователей, отметим, что псевдонаука — это учение, описывающее реальный мир, но при этом допускающее определенные ошибки. Псевдонаука имитирует науку, но по своей сути не является реальной наукой. К характерным чертам псевдонаучного знания следует отнести, например, такие, как: 1) игнорирование или искажение фактов при исследовании; 2) отсутствие убедительной фактической и логической аргументации по поводу полученных результатов научного поиска; 3) отсутствие конструктивно-критического отношения в научной деятельности к политическим и религиозным доктринам и догмам.

Для успешного противодействия псевдонауке важна, по нашему мнению, ориентация современных исследователей на универсальные эпистемологические ценности научного знания, которые, без сомнения, имеют четко очерченное европейское измерение. Это, в частности, объективность, интерсубъективность, истинность, непротиворечивость, воспроизводимость, возможность верификации, обоснованность, точность, согласованность, системность, эстетическая красота, потенциальная и реальная практическая полезность, перманентное развитие и т. п. К ценностям познавательной деятельности, которые должны исповедовать и которых должны неукоснительно придерживаться исследователи в борьбе с квазинаукой, относятся такие, как: конструктивно-критическое отношение к научному знанию; постоянное усовершенствование методологического инструментария, методических и инновационных средств его получения; прозрачность и открытость изложения полученных знаний на страницах профессиональных и других печатных изданий; обнародование в системе научной информации только достоверных и проверенных знаний; корректное цитирование использованных источников и публикаций; категорическое запрещение плагиата и борьба с академической непорядочностью.

Целесообразно акцентировать внимание на том, что занятие плодотворной научной деятельностью способствует формированию рационального, продуктивного типа мышления. Ученые должны активно противодействовать псевдонауке, последовательно выступая против распространения сомнительных в обществе псевдонаучных взглядов, экспертных рекомендаций.

Следует отметить, что наука тесно связана с морально-нравственными ценностями и императивами разных культурно-исторических эпох. В свою очередь мораль в значительной степени определяется наукой. Ведь наука продуцирует не только знания, но и определенные нравственные нормы. К сожалению, в последнее время в нашей стране произошла девальвация нравственных норм и ценностей, противоречащих принципам европейской культуры. Чтобы предотвратить такое негативное развитие событий в области науки, ученые должны придерживаться этических норм и императивов. Первым из них является бескорыстный поиск и отстаивание истины.

Именно система моральных норм служит для утверждения и защиты своеобразных, присущих науке ценностей европейского сорта. Для предотвращения плагиата и псевдонауки важна борьба с академической непорядочностью, оздоровление моральной атмосферы в научном сообществе. «Сам факт наличия плагиата является свидетельством болезни общественной морали, — отмечает президент НАН Украины А. Загородний. —

Здоровое общество выталкивает проходимцев — и они становятся маргинальными». По его мнению, больное общество является питательной средой для плагиата и распространения псевдонаучных идей. Необходимо подчеркнуть, что в НАН Украины в начале 2021 года создана Комиссия по защите науки, противодействию псевдонауке и фальсификации научных исследований. Ее возглавил известный ученый, академик НАН Украины, лауреат Золотой медали имени В. И. Вернадского А. Наумовец.

Для плодотворной исследовательской работы важно глубокое самоосознание, рефлексивное понимание источников научного творчества, его побудительных и аксиологических мотивов. Следует помнить, что наука относится к наиболее интересным, привлекательным формам интеллектуального труда. А потому без глубокой заинтересованности научным поиском продуцирование ярких, стоящих в эпистемологическом смысле идей практически невозможно. Талант, вдохновение, наблюдательность, интуиция, озарение — творческие симптомы интенсивной и плодотворной исследовательской научной работы. Для того, чтобы уверенно идти по тропе научной мысли, не сбиться с пути, а при этом интуитивно испытывать успех, исследователь должен заниматься наукой последовательно, настойчиво, системно и главное — ежедневно. Член-корреспондент НАН Украины Д. Зербино дает в метафорическом смысле практический совет. «Если бросить науку на один день, — отмечает он, — она тебя бросит на два, если же ты ее оставишь на два дня, то она может тебя бросить навсегда».

Итак, несмотря на все общественные невзгоды в современной Украине, различные прикладные проблемы государства, камертон отечественной науки все-таки настроен на перспективу. В рефлексивном сознании украинских исследователей должны быть навсегда запечатлены слова Б. Патона, с которыми он обратился к сотрудникам Национальной академии наук Украины на страницах газеты «Світ». «Мы непременно должны выстоять, — подчеркнул он, — потому что наука — то национальное сокровище, которое мы должны передать своим потомкам. Это то, что никогда не обесценится и всегда в этом мире будет востребованным». По нашему мнению, именно этот интеллектуальный аккорд, точно очерченный Борисом Патоном, является квинтэссенцией духовного завета известного ученого для всех ученых Украины, которые связывают свое будущее с развитием фундаментальной и прикладной науки. Важно при этом учитывать и то, что европейские ценности должны носить для отечественной науки не временный, а глубинный и необратимый характер.

Об авторе

Доктор исторических наук, профессор Анатолий Павко — известный ученый-энциклопедист, универсальный исследователь, интеллектуал, генератор плодотворных, глубоких, ярких научных идей. Он является мощной в научном смысле, многогранной, творческой, незаурядной личностью, ученым европейского образца. Перу профессора А. Павко принадлежат 15 монографий и учебников, около 400 научных статей по истории Украины, политической истории, философии, культурологии, искусствоведению, политологии, педагогике, психологии, теории и истории государства и права. Как настоящий ученый-полигистор А. Павко является признанным в системе академической и университетской науки авторитетным специалистом в области методологической культуры анализа актуальных, дискуссионных, малоисследованных проблем социогуманитаристики. Различные по тематической направленности, оригинальные с точки зрения концептуальных и методолого-рефлексивных подходов научные труды А. Павко наполнены интеллектуальными аккордами современного полиструктурного социогуманитарного знания. Они убедительно демонстрируют идеальную аргументацию, научно-познавательный потенциал критического и дискретного логического мышления автора.


Анатолий ПАВКО, доктор исторических наук, профессор, заслуженный работник культуры Украины, лауреат премии имени М. Грушевского НАН Украины, отличник образования Украины.