Этому есть несколько причин: здесь ведется успешная модернизация подвижного состава, внедряются разные, удобные для пассажиров, формы оплаты за проезд, КП «ОГЭТ» участвует в городских социальных акциях.

Незадолго до Нового года в Одессе запустили первый электробусный маршрут, который связал железнодорожный вокзал и Слободку — район, куда электротранспорт раньше не ходил. Линию обслуживают переоборудованные в электробусы троллейбусы. Причем вторую жизнь получили уже практически списанные и не выходившие на маршруты машины. Их удалось возродить силами сотрудников КП «ОГЭТ».

— Электробусы — это на сегодняшний день самый оптимальный вид городского транспорта, — считает заместитель Одесского городского головы Дмитрий Жеман (на снимке). — Не нужно разворачивать тяговые подстанции, прокладывать рельсы. Да и в случае какого-то ДТП на дороге электробус, в отличие от трамвая, не будет вынужден стоять, а сможет объехать место аварии и продолжить следование по маршруту.

С 2015 года в Одессе, в КП «Одесгорэлектротранс», освоили самостоятельную сборку односекционных частично низкопольных трамваев. Делался капитальный ремонт с модернизацией старого вагона модели «Татра-Т3».

Именно эти вагоны составляют основной парк подвижного состава в Одессе. Они выпускались еще в 80-х годах.

— То есть они уже давно должны были быть списаны...

— Трамваи могут работать 15 лет. Потом надо проводить их модернизацию или капремонт, чтобы продлить срок службы еще на 10 лет. По сути, в поисках решения транспортной проблемы миллионного города мы нашли вариант, как не отправить вагоны на металлолом, а вернуть на маршруты. Сегодня у производителя покупается корпус вагона с электронной системой управления — самой дорогой частью трамвая. Все остальное собирают уже в вагоноремонтных мастерских КП «ОГЭТ». У самого первого такого вагона ходовые тележки использовались старые. У всех остальных в ходовых тележках были совершенно новые колесные пары, электродвигатели и все остальное, кроме некоторых элементов рамы тележек. В зарубежных изданиях Европы высоко оценили наш опыт возрождения старых трамваев — он уникален, и аналогов не имеет. Это открывает новые перспективы в организации сотрудничества с той же Чехией, где традиции производства очень качественного подвижного состава не утеряны, а продолжают развиваться.

— Такое сотрудничество особенно важно с учетом масштабных планов Мининфраструктуры Украины уже в ближайшие годы осуществить полный переход на электротранспорт в крупных городах нашей страны...

— Говоря о перспективах развития электротранспорта в Одессе, мы намерены идти как по пути модернизации, так и по пути приобретения нового подвижного состава. Так, совместно с Европейским инвестиционным банком в рамках государственной программы обновления транспорта планируем закупить 30 новых электробусов. Они свяжут центр города с той частью жилмассива Котовского, где электротранспорта до сих пор не было. Закупка  электробусов будет выгодной городу с экономической точки зрения, так как банк предлагает низкую ставку — 2-2,5 %. Кроме того, очень важной является экологическая составляющая данного проекта — вытеснение электробусами с городских маршрутов устаревшего автотранспорта поможет значительно улучшить качество атмосферного воздуха, снизить количество вредных выбросов в атмосферу.

— В Одессе продолжается работа по подготовке к введению электронного билета на электротранспорт...

— Несколько лет назад на предприятии предложили пассажирам проездные билеты не только на месяц, но и на квартал, 15 или 10 дней. Каждый мог выбрать тот вариант, который подходит ему больше всего. При этом сохранилась оплата наличными деньгами, а совсем недавно появилась возможность оплатить за проезд еще и через смартфон. При этом если при оплате наличными и в стоимости проездных билетов стоимость одной поездки составляет восемь гривен, то при оплате через смартфон она на гривню меньше — семь гривен.

Введение оплаты за проезд через смартфон — это действительно первый шаг на пути создания в Одессе электронного билета, эту работу мы ведем совместно с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР).

Количество пассажиров, которые выбирают безналичный расчет, растет с каждым днем, что подтверждает правильность выбранного нами пути.

К сказанному Дмитрием Жеманом стоит добавить, что КП «Одесгорэлектротранс» не осталось в стороне от проблемы борьбы с пандемией. 12 ноября 2021 года на Старосенной площади (она находится в непосредственной близости от железнодорожного и автовокзалов, рынка «Привоз»), где постоянно очень много людей, заработал вакцинальный трамвай. Каждый желающий мог сделать в нем прививку от COVID-19.

Красивой предновогодней традицией стало проведение в Одессе парадов украшенных трамваев и троллейбусов, водители которых наряжаются в костюмы Дедов Морозов и Снегурочек. В этом году парад троллейбусов провели в пятый раз. В салонах находились счастливые дети. Для них новогодняя сказка на несколько часов стала прекрасной реальностью. Украшенные трамваи ехали по Одессе на Рождество, став ярким и запоминающимся аккордом старта нового, 2022 года.

На снимке: в ремонтных мастерских КП «ОГЭТ» идет модернизация трамваев.

Фото Александра ВЕЛЬМОЖКО.