Отныне предельный уровень торговой надбавки не может превышать 10% для таких «социальных» товаров: гречневая крупа, сахар-песок, пшеничная мука высшего сорта, макаронные изделия украинского производства (вермишель из муки высшего сорта), пастеризованное молоко жирностью 2,5% (в пленке), подсолнечное масло, куриные яйца категории С1, птица (куриная тушка), сливочное масло жирностью 72,5%.

Напомним, в конце прошлого года правительство уже устанавливало госрегулирование цен на хлеб ржано-пшеничный и батон. Свое решение чиновники объясняют тенденцией роста потребительских цен на пищевые продукты на внутреннем рынке Украины, продолжающегося с начала прошлого года.

Между тем Государственная служба статистики обнародовала данные о средних потребительских ценах на товары и услуги в Украине в декабре прошлого года. За год больше всего подорожали овощи, подсолнечное масло и сахар.

По данным статистического ведомства, по сравнению с декабрем 2020 года свекла подорожала на 147,5% до 13,3 грн за килограмм, капуста — на 144,3% до 11,6 грн за килограмм, лук на 136,1% до 12,1 грн за килограмм, морковь — на 66,3% до 10,0 грн за килограмм. Масло подсолнечное подорожало на 46,0% до 61,4 грн за литр, сахар — на 31,7% до 27,5 грн за килограмм.

Куриное филе подорожало за год на 27,7% — до 117,1 грн за килограмм, куриные тушки — на 26,6% — до 70,8 грн за килограмм. В то же время яблоки подешевели на 32,4% до 12,3 грн, картофель — на 13,7% до 8,8 грн за килограмм.

А вот о том, кто имеет наибольшие прибыли в цепочке поставки продукции на стол украинцев и как навести порядок в ценообразовании, рассуждает в своем блоге заместитель председателя Всеукраинского аграрного совета Денис Марчук.

«Пищевые продукты составляют почти половину потребительской корзины украинцев. Поэтому неудивительно, что внимание граждан приковано к ценникам на полках магазинов, и эта тема всегда вызывает оживленный интерес. Мы знаем, что в последние месяцы фактор энергоресурсов в себестоимости продуктов в Украине стал очень высоким. И, безусловно, это заставляет производителей поднимать цены... Однако хотелось бы сместить акценты с производителей и рассказать о тех, кто получает наибольшие прибыли в цепочке поставки продукции на стол украинцев. Речь идет о торговых сетях. Монопольное положение на рынке ритейла позволяет им делать наценки на пищевые продукты до 40%... Пользуясь своей монополией, торговые сети навязывают агропроизводителю или переработчику невыгодные условия сотрудничества. В частности, супермаркеты безосновательно откладывают расчеты за полученную продукцию. Зачастую задержка с выплатами средств за товар может длиться 90, а то и 120 дней, что приводит к постоянному дефициту оборотных средств у производителей. Для торговых сетей эти средства становятся беспроцентным кредитом, которым они пользуются в течение нужного им времени. Это позволяет завозить импортные товары, за которые надо рассчитываться наперед, и открывать новые центры. Исходя из этого, на законодательном уровне следует ввести государственное регулирование цен на социально значимые продукты через установление максимальной торговой наценки не менее 5% и не более 15% от отпускной цены производителя. Такой шаг будет способствовать стабилизации, а то и снижению цен на продукты для граждан.

Подытоживал Виктор БОНДАР.