Из-за границы разные люди привозят разное: кто-то вещи, кто-то впечатления, а кое-кто — идею. Черниговчанин Андрей ЛИСОВОЙ (на первом портрете) привез из Польши именно идею, которую подсмотрел на знаменитом горном курорте Закопане. Отдыхая там, его семья заходила в разные кафе и во многих из них видели портреты — как выяснили, изображения местных жителей сделал сто лет назад заезжий художник, и теперь их демонстрируют с гордостью за своих предков и земляков.

Идея Андрею Лисовому понравилась, и несколько лет он все возвращался к ней, не зная, как воплотить. Помог случай, хотя, как знаем, случайностей не бывает у человека, который имеет четкую цель.

Как заместитель директора Черниговского исторического музея имени В. Тарновского Андрей Лисовой поехал в Седнев поздравлять коллег с Днем музеев. И там, за дружеским столом, рассказал об идее из Закопане.

Добавил, что хотел бы и в селе Авдеевка тогдашнего Куликовского, а ныне Черниговского района сделать такое — там он строится и планирует жить. Там же у него и несколько гектаров луга, доходы от которого и позволяют строиться.

В застолье принимали участие супруги — киевские художники Дария Добрякова и Юрий Кутилов, отдыхавшие в седневском Доме художника. Они сразу согласились нарисовать портреты селян из Авдеевки. К тому же, бесплатно, ради самой идеи.

Правда, потом, когда уяснили себе масштаб работы, стали продумывать пути отступления: например, попросили дорогие краски и кисти. Однако Андрей Лисовой согласился — поэтому деваться было некуда. Два с половиной месяца художники жили в Авдеевке: до обеда рисовали, а после Юрий шел на Десну рыбу ловить, а Дария писала пейзажи для отдыха. Конечно, обеспечение для плодотворной работы было за заказчиком.

Результат — 30 портретов селян из Авдеевки и 7 пейзажей. Художники назвали свою работу архетипом современного украинского села: здесь и пчеловод, и воин-атошник, и бывший афганец, и девочка, и степенная хозяйка.

Писали один портрет, как правило, за три сеанса, каждый из которых длился часа по три.

«При этом, — рассказывает Андрей Лисовой, — художники согласно древней украинской художественной традиции подписали все работы. Помню, как-то на Андреевском спуске в Киеве увидел картину, где два казака дерутся. Читаю подпись: «Двое дерутся, а третий подсматривает». Ищу того третьего на картине, а потом доходит, что тот третий — это же я сам! Так и мои гости-художники каждый портрет подписали. Вот пасечник во время сеанса позирования жаловался, что надо идти, поскольку как раз пчелы роятся. При том говорил не «бджоли», а именно «бжоли». Так его портрет и подписали... Или рисуют девочку, а та говорит, что сегодня огород полет, а завтра маникюр будет делать — так и пошло в подпись картины...»

Кто же стал моделями для портретов? Андрей Лисовой отвечает не без намека: «Соседи и те селяне, которые мне вреда не делали...».

Один из авдеевцев, которого позвали позировать, отказался со странной мотивацией: «Не хочу, чтобы Лисовой на мне зарабатывал!». Как он мог заработать — неизвестно. Но художники — люди творческие, поэтому и здесь поступили неординарно — нарисовали большую зеленую жабу и подписали теми словами, которые завистник сказал.

Что будет дальше с этими работами? Их владелец Андрей Лисовой позволяет портретированным и их родственникам делать фотокопии, с которых при современной технике можно изготовить почти идентичные изображения.

Сами же оригиналы будут размещены в его доме, строительство которого должно завершиться в этом году: «Ребенок сказал, что приедет летом отдыхать, поэтому у меня есть четкие сроки».

Черниговская область.

Фото предоставлены Андреем Лисовым.