Елена Фиданян.

В понедельник, 24 января, мировое сообщество будет отмечать Международный день образования, напоминая о его ведущей роли для утверждения мира и развития. Как и в прошлом году, эту дату будут отмечать в период пандемии, которая привела к временному закрытию школ и университетов во всем мире и навсегда изменила представление о традиционном учебном процессе. О том, как с новыми вызовами справились работники сферы образования Киева, как дистанционка разгрузила переполненные классы и почему надо менять учительские зарплаты, «Голосу Украины» рассказала директор департамента образования и науки КГГА Елена Фиданян.

— Елена Григорьевна, каких учителей в столице не хватает?

— В целом у нас 827 вакансий педагогических работников, это 4% от их общего количества. Больше всего не хватает ассистентов учителя, которые должны заниматься детьми с особыми образовательными потребностями — таких вакансий 109, и люди не соглашаются на эту работу, потому что базовая ставка низкая. Дальше идут воспитатели групп продленного дня (106) и учителя информатики (83 вакансии). Как-то прочитала в Фейсбуке комментарий одного учителя информатики, который обратился к полицейским, жаловавшимся на свои зарплаты в 12 или 15 тысяч: на мои шесть прийти не хотите? При этом он с легкостью может найти себе работу где-то в IT, где зарплаты значительно привлекательнее... В дефиците также учителя английского — 56 вакансий и математики — 49. Вакансия математика есть практически в каждой десятой школе. Это не означает, что точные науки там не преподают, это означает, что кто-то работает «за себя и за того парня», на полторы ставки. Есть также 43 вакантных места для учителей начальной школы, 32 — украинского языка и литературы, 26 — биологии...

Иногда, кстати, вакансии не заполняют намеренно, ведь другие учителя принимают для себя решение работать на 1,5 ставки и получать более высокую зарплату. Это не всегда хорошо, ведь при значительной нагрузке педагог быстро выгорает эмоционально. Собственно, выбор небольшой: либо ты зарабатываешь меньше и имеешь определенные трудности с оплатой коммуналки или приобретением каких-то вещей для себя либо для своего ребенка или работаешь по полной. Избавиться от этой дилеммы невозможно без коренной реформы системы оплаты труда педагогических работников.

— Учительские зарплаты в Киеве — самые высокие в Украине...

— Более высокие зарплаты у нас за счет надбавок, доплат и премий из городского бюджета. Но и жизнь в Киеве значительно дороже, к тому же столица — город больших возможностей. Всегда есть соблазн найти работу с лучшей зарплатой и не нести ту ответственность и такую психологическою нагрузку, как в школе. С 1 января 2022 года учитель высшей категории в столице будет получать на руки вместе со всеми доплатами 14 055 грн, а без категории — 7 751 грн. Если работает на ставку, то есть 18 часов в неделю. Большинство учителей работают на полторы ставки, соответственно у них сумма будет больше. Наиболее плачевная у нас ситуация с помощниками воспитателя детских садов (нянечками), у которых зарплата — мизерные 5 272 грн. Собственно, столько же получает уборщица, не имеющая дела с детьми.

— А сколько получает директор школы?

— Скажу непопулярную вещь, но проводить образовательную реформу невозможно без повышения зарплат директорам и их заместителям, без пересмотра подходов к оплате труда в целом. Ну не могут учителя изменить систему в отдельном заведении, если администрация это не поддерживает! Это они должны быть первыми и самыми упорными «драйверами перемен» с соответствующей мотивацией, в частности и в виде зарплаты. А у нас ситуация следующая: молодой директор, имея только административные часы (если он не преподает), с 1 января со всеми надбавками и доплатами будет получать 12 367 грн «чистыми». Вместе с тем учитель этой же школы может получить больше, хотя директор, в отличие от него, имеет четкий 8-часовой рабочий день. Зарплата педагога зависит от стажа, категории и т. п., а руководителя школы — исключительно от количества учеников в заведении.

Почему-то никто не учитывает качество образования, которое предоставляет эта школа, востребованность этого заведения в городе, селе или поселке!

В Киеве, понимая ситуацию, уже давно установили надбавки к зарплате администрации школы с учетом огромной ответственности, которая на нее возложена. Кроме надбавок из госбюджета за выслугу лет и престижность педагогического труда, за счет городского бюджета мы выплачиваем надбавку за сложность и напряженность в работе — 50% к окладу, а также единовременное денежное вознаграждение (100% к окладу) и премию. В конце концов директор, имеющий большой стаж и 9 часов педагогической нагрузки каждую неделю, получает довольно приличную зарплату. Но такая «корректировка» должна происходить не за счет местной казны, а за счет государственного бюджета, на государственном уровне. Надеюсь на то, что созданная в Верховной Раде группа по реформированию оплаты труда педагогов наработает новые, современные подходы к оплате труда в нашей сфере.

— Сколько средств предусмотрено в бюджете на зарплаты учителям столицы?

— Есть образовательная субвенция из государственного бюджета, которая используется исключительно на зарплаты учителей (для Киева на 2022 год предусмотрено 6,2 млрд грн). По нашим расчетам, она обеспечит 65% фонда заработной платы для более чем 21 тысячи столичных педагогов. Остальные 3,4 млрд грн добавит местный бюджет на зарплату педагогам и другим работникам. Именно эти дополнительные средства и повышают качество образовательной услуги. К примеру, обеспечивают разделение класса на подгруппы.

— Пандемия радикально изменила школьную жизнь, но в Киеве в одном помещении могут по-прежнему сидеть чуть ли не по 40 учеников. Есть микрорайоны с огромным количеством новостроек, которые из-за неправильного планирования не имеют достаточного количества школ и детсадов...

— Переполненность классов действительно характерна для столицы, где чрезвычайно высокая плотность населения и где учится много детей из пригородов. Вместе с тем средняя наполняемость учебных заведений по городу Киеву меньше стопроцентной. У двух школ общий стадион, но в одной — 38 учеников в классе, в другой — 20 при определенной законом норме в 30. И мы не можем принудить родителей перевести туда своих детей, потому что одному педагогическому коллективу они больше доверяют, другому — меньше и имеют право выбрать лучший вариант. Альтернативой переполненным классам могла бы стать вторая смена. Но  обучение в вечернее время не нравится ни родителям, ни учителям. В Киеве сегодня только одно заведение — «Славянская гимназия» — работает в две смены. Ситуацию решаем «точечно» — в частности и за счет надстройки еще одного этажа в школах. Данный проект реализован в 179-й гимназии Голосеевского района, 315-й — Дарницкого, а в нынешнем году планируем надстроить этаж и в Славянской гимназии этого же района. Он, кстати, имеет наибольшее в Киеве среднее количество учеников в классе.

Отмечу, что система образования даже при отсутствии переписи населения может легко «диагностировать» демографический кризис, который переживает страна. В 2021—2022 учебном году в Киеве впервые за последние годы наблюдалось уменьшение общего количества первоклассников — на 800 учеников. Фиксируем и общее сокращение количества учеников средних школ. В частности, в Шевченковском районе — на 19, в Соломенском — на 58, в Оболонском — на 169, в Печерском — на 80. В других районах прирост есть, но значительно меньше, чем в прошлом году. Хотя Киев, как и раньше, привлекает людей из других городов. Интересно, что в предыдущий год фиксировали уменьшение количества учеников только в одном районе — Печерском, да и то всего на одного ребенка.

— Пандемия частично решила проблему переполненности классов...

— Точнее, вызванная пандемией вынужденная дистанционка. Во время карантинных ограничений школы пробовали разные формы так называемого смешанного обучения (очно-дистанционного). Например, когда полкласса во время занятий находились в школе, а остальные — в режиме реального времени смотрели полноценную видеотрансляцию урока дома. Потом — наоборот. Есть школы, которые продолжили такое обучение и после отмены жесткого карантина, потому что это устраивает и родителей, и детей, и учителей. Мы уже даже понемногу с этим боремся. Конечно, о младших классах речь не идет — они должны учиться очно.

В Киеве очень много примеров успешного «обучения на расстоянии», лучшие практики мы собрали в двух сборниках-руководствах, которые издали для педагогов и руководителей учебных заведений. Есть дети, для которых дистанционка оказалась очень эффективной, особенно в старших классах, и позволила сконцентрироваться на подготовке к ВНО. В прошлом году мы предложили школам по решению педагогического совета и с разрешения родителей переводить 11-классников в последней четверти на систему проектного обучения и вводить свободное посещение занятий. В этом году в каждом районе при школах, которые успешно справились с организацией дистанционного обучения, разрешили организовывать дистанционные классы, где могут учиться дети из других районов и даже из других городов. Создали определенную альтернативу частным школам, предоставляющим такую возможность за деньги. Одно из таких частных заведений, которое давно специализируется на дистанционке, за период пандемии коронавируса значительно увеличило количество учеников — ныне их около 6 тысяч из всей Украины. Мы это делаем бесплатно и с четким соблюдением государственных образовательных стандартов.

Фото предоставлено автором.