Народный депутат Украины Ирина Констанкевич (в центре) и председатель областного совета Григорий Недопад (справа) среди участников торжественного открытия музея.

Дом для одной лодки

Лодка-долбанка (моноксил), для которой в Маневичах соорудили целый зал, заслуживает такого внимания. Найдена она в 2015 году в реке Стырь поблизости села Староселье. Там она пролежала под трехметровым слоем грунта много веков. По данным Центра подводных исследований Клайпедского университета, который проводил радиоуглеродный анализ древесины, возраст лодки — в пределах 1223—1295 лет, Киевская радиоуглеродная лаборатория Института геохимии окружающей среды датирует время ее создания ХІ—ХІV веками. Самой поздней датой называют 1410 год — время известной Грюнвальдской битвы. Размеры лодки также поражают: длина — 12,2 метра, высота от днища до верха борта — 0,95, ширина — 1,15 метра. Изготовлена она из цельного ствола вербы белой, древесина которой мягкая, легкая, вязкая, гибкая, однако малоустойчивая и невысокой прочности.

Так что перед коллективом Маневичского краеведческого музея, который взял на себя опеку над старинной лодкой, сразу встал вопрос, как сохранить ее. Следует отдать должное директору учреждения, заслуженному работнику культуры Украины Петру Хомичу, который не побоялся трудностей и сразу привлек к решению не знакомых ему проблем ученых. Лодку постоянно обрабатывали специальными растворами, которые предотвращали разрушение древесины.

Союзниками музейщиков в этой нелегкой работе выступило руководство тогдашнего Маневичского района, бизнесмены. В городке понимали, какая ценность попала в их руки. Подобных по возрасту, размерам и конфигурации лодок в Украине еще не находили. Долгих шесть лет плавсредство наших далеких пращуров ютилось в одном из производственных помещений Маневичей, пока не получило добротный дом.

Торжествам по случаю открытия музея одного экспоната предшествовало еще одно интересное мероприятие — Всеукраинская научная историко-краеведческая конференция «Прошлое и современность Волыни и Полесья: Маневиччина, Чарторыйск и Куклы». Разумеется, на ней речь шла пре-
имущественно о найденной в Стыри старинной ладке-долбанке.

Воды Припяти сливались с водами Буга

Нам сейчас сложно представить, как передвигались люди без автомобилей, железной дороги, авиации, когда не было дорог, даже таких разбитых, на которые сегодня сетуем. Основными путями коммуникаций еще до середины ХІХ века были реки. Недаром почти все большие города расположены на их берегах.

Что касается Волыни, то она лежала на нескольких важных магистралях водного пути «из греков в варяги». Многоводная Припять с ее притоками была удобна для этого. Во времена, когда ее верховья еще не были осушены, во время разливов воды Припяти по бифуркационным углублениям часто сливались с водами Западного Буга. Одно из таких углублений расположено неподалеку от села Столинские Смоляры и тянется до села Забужье, что над Бугом, другое простирается около села Гороховище и доходит до долины Буга на окраине бывшего городка Опалин, третье бифуркационное углубление соединяется под селом Ровное с небольшим ручейком, который впадает в Буг.

В этой местности припятский водный путь соединялся со старым путем вверх по реке Буг до Дрохичина и по реке Угерке вверх до Хелма. Именно поэтому в лексиконе местных лодочников отсутствовало слово волок, поскольку преодолевали весь этот путь по воде, минуя сушу. Сразу у нескольких окрестных сел здесь похожие на-
звания: Столинские Смоляры, Роговые Смоляры, Свитязькие Смоляры. Получили они их из-за того, что путешественники прежде чем плыть по заросшим различным корягам, мочарам болота «Тенетисько», ремонтировали и смолили в этих селах свои лодки.

В более поздние времена Днепр и Буг соединили между собой Королевским каналом (с 1795 года — Днепро-Бугский). Его строительство началось в 1755-м, а в основном завершено в 1846—1848 годах. Подпитывается он на водораздельной части между реками Пина и Муховец двумя водоподводными каналами с территории Волынской области — Белоозерским и Ореховским.

На всем протяжении этого водного пути судоходство осуществлялось до начала 50-х годов прошлого века, после чего из-за сложных условий плавания по реке Западный Буг польский участок пути перестал эксплуатироваться, в последнее время не используется и водный путь от Гданьска до Варшавы. Канал завершается подпорной стенкой в Бресте, дорога в Балтику пока закрыта. Однако есть международный проект Е-40 о восстановлении водного пути Черное море — Балтийское море, реализация которого позволит сократить расстояния между Херсоном и Гданьском, сделать Варшаву портовым городом, открыть прямой путь на Берлин.
Разумеется, мы не назвали все старинные водные пути нашего края. Однако, чтобы завершить эту тему, напомним еще об одном. В 1929 году около села Кошары Шацкой громады началось строительство канала Мосцицкого, который должен был соединить реку Западный Буг с озерами Пулемецкое, Свитязь, рекой Припять. Чтобы дать добро этому грандиозному проекту, в июне 1929 года на Волынь приезжал тогдашний президент Польши Игнаций Мосцицкий. Однако в скором времени строительство канала прекратили ввиду его сомнительности, а в первую очередь ввиду огромной стоимости. Хотя часть канала существует, по его южной бровке в центре фарватера Западного Буга расположена точка стыка границ Украины, Беларуси, Польши.

Одну лодку сохранили, другую — утратили

Дискуссия на конференции шла и вокруг назначения Маневичской лодки-моноксила. Так кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института археологии НАН Украины Андрей Петраускас считает ее незавершенной, поскольку округленное днище лодки не обеспечивает ее устойчивости на воде. В пользу этой версии и тот факт, что на дне лодки нашли фрагмент молотка и стамеску, на одной стороне лезвия которой выбито персональное клеймо мастера в виде трех стрел.

Оригинальной идеей поделился кандидат исторических наук Сергей Панишко из Луцка, который предполагает, что лодка могла быть частью наплавной мельницы или одним из двух соединенных между собой элементов паромной переправы либо плавсредства для перевозки габаритных грузов. В древности такие лодки использовались и для сопровождения плотов, которые сплавлялись в степную часть Приднепровья, где уже на долбанки наращивали обивочные борта.

Сам Петр Хомич считает, что на лодке могли перевозить как товары, так и людей. Во время поднятия из воды, вспомнил он, лодка довольно хорошо держалась на поверхности реки. Итак, версий много, и это интересно.

Ведь впереди немало исследований и открытий.

С сожалением все слушали сообщение главного специалиста отдела охраны культурного наследия департамента культуры Луцкого городского совета Юрия Мазурика. Оказывается, таких лодок должно было бы быть две.

Вскоре после поднятия долбанки около села Староселье группа туристов, путешествовавшая на плоту по Стыри, на дне недавно вырытого котлована поблизости села Семки заметила лодку-долбанку, которая лежала перпендикулярно к руслу реки. Путешественники сфотографировали и сняли на видео находку, обмерили ее. Длина лодки была 11,2 метра, высота — 0,8, ширина — примерно метр. Возвращаясь через несколько дней, они лодки уже не увидели. Полиция на их заявление не отреагировала. Отметим, что оба моноксила были найдены в грунте береговых обрывов на одинаковой глубине и в одинаковом положении. Расстояние между этими двумя локациями — всего одиннадцать километров. Обе находки свидетельствуют об интенсивности использования таких плавсредств и постоянном торговом потоке в регионе. И хотя со времени похищения второй лодки прошло уже шесть лет, злоумышленников при желании можно найти. Работы проводились вблизи населенного пункта с использованием мощной землеройной техники, крана и транспортных средств. Такое нельзя не заметить и забыть.

Завершили год урожайно

Поскольку и само событие было неординарным, и время его проведения совпадало с подготовкой к Новогодне-Рождественским праздникам, то торжества в Маневичах имели особую окраску. Присутствующих на открытии

Музея одного экспоната поздравляли щедровками, на столах и стендах были размещены новогодние открытки, стояла украшенная елка. А в центре — лодка-моноксил, возле нее своеобразная фотозона. Всем хочется сохранить воспоминание об этом неординарном событии. Его важность подчеркивает и присутствие в зале народного депутата Украины Ирины Констанкевич, председателя областного совета Григория Недопада, его заместителя Григория Пустовита, Маневичского поселкового головы Александра Гаврилюка, депутатов областного совета и многих других известных людей и, конечно же, участников историко-краеведческой конференции.

Главное внимание к ведущему мероприятия Петру Хомичу, который с помощью фильма показывает все этапы поднятия и сохранения уникальной находки, рассказывает о людях, которые приобщились к этому делу.

— Я с первого дня верила, что эта идея имеет будущее, — говорит Ирина Констанкевич. — Довольна, что нам удалось сохранить эту лодку у нас, в Маневичах. Она показывает, насколько глубинна и интересна наша история. Это мощный туристический магнит, который будет привлекать в наш край тысячи небезразличных к истории людей. Спасибо вам, что 2021-й мы завершаем так урожайно, на таком высоком интеллектуальном уровне.

Своеобразным именинником в этот день чувствовал себя и народный умелец из села Проминь Луцкого района Владимир Ящук, чьи работы занесены в Книгу рекордов Украины. Сложно представить, как мастеру удается собрать в стеклянных бутылках макеты разнообразных старинных кораблей. Каждая работа — это произведение искусства. Символично, что в день открытия такого музея эти парусники украсили его экспозицию. За 44 года Владимир Пантелеймонович изготовил миниатюрные макеты почти 200 кораблей. Часть из них смогут увидеть и посетители музея в Маневичах.

Не остался без внимания и председатель областной организации Национального союза краеведов Украины, профессор Волынского национального университета имени Леси Украинки Геннадий Бондаренко, который презентовал на торжественном собрании свой уникальный сборник «Историческое краеведение Волынской области (1939—2019 годы). Книга не только большая по объему, хорошо проиллюстрирована, но и содержит интересную информацию о людях, которые берегут историю. Подобных книг в Украине еще не было.

И в заключение доброе слово о директоре Маневичского краеведческого музея Петре Хомиче. Если бы не его энтузиазм, упорство и желание сохранить как можно больше из нашего прошлого для потомков, такого предновогоднего интеллектуального праздника, как назвала событие Ирина Констанкевич, Волынь не имела бы. Большие размеры лодки свидетельствуют о развитом судостроении и судоходстве на Волыни. Так и хочется сказать: давайте не терять того, что уже имели.

Волынская область.

Фото автора.