На снимке: во время провозглашения Акта Воссоединения украинских земель на Софийской площади в Киеве. 22 января 1919 года. Фото сделано с колокольни Софийского собора, на горизонте виден еще не разрушенный большевиками Михайловский Златоверхий собор.

Идея единства всех украинских земель «від Сяну до Дону», жившая в сердце народа с княжеских времен и остававшаяся актуальной в его интеллектуальной среде в течение веков, с провозглашением на Софийской площади в Киеве Акта Воссоединения Украинской Народной Республики и Западно-Украинской Народной Республики 22 января 1919 года получила государственный статус.

Эта дата — двойной праздник для украинцев, которые из поколения в поколение мечтали и боролись за свое государство. Четвертым Универсалом Украинской Центральной Рады 22 января 1918 года впервые в XX веке была провозглашена независимость УНР.

Украинская Народная Республика стала первой среди новых государств в Восточной Европе, заявивших о своей независимости — раньше, чем три страны Балтии, Польша и Чехия. А уже спустя год, в этот же день, состоялось не менее важное событие — объединение под сине-желтым флагом и трезубцем праотцовских земель в единое целое.

В Украинском институте национальной памяти отмечают, что 22 января важно отмечать как День Соборности и как День Первой независимости. А празднование в этот день как раз в таком формате подчеркивает преемственность украинской государственной традиции. Акт провозглашения независимости Украины 24 августа 1991 года стал логическим завершением борьбы украинцев за свою независимость.

Идея соборности украинских земель имеет действительно глубокие исторические корни. Еще великий киевский князь Владимир, креститель Руси, объединил вокруг Киева все восточнославянские земли и укрепил границы своего государства. Усилением государства отмечались и времена Ярослава Мудрого. Призывы к единству в период феодальной раздробленности земель Киевской Руси звучали из уст передовых деятелей той поры и запечатлены в ряде летописей. Единой, соборной, свободной и независимой видели сакральную Украину Богдан Хмельницкий, Иван Выговский, Иван Мазепа, Петр Дорошенко. А за ними целая плеяда украинских интеллектуалов — кирилло-мефодиевские братчики, ведущую роль среди которых играли Тарас Шевченко, Николай Костомаров, Николай Гулак, Пантелеймон Кулиш, члены Главной Русской Рады, первой легальной украинской политической организации Галичины, которые в воззвании к народу 10 мая 1848 года высказались за поддержку демократических реформ и обеспечение свободного национального развития галицких украинцев как части 15-миллионного украинского народа в составе Австрийской монархии и поддержали национальные права других порабощенных народов.

Борьба за то, «чтобы каждая народность, под угрозой гибели, была организована в самостоятельный политический организм: «новожитне» централистическое государство» с новой силой разворачивается во второй половине ХІХ в., когда украинская элита создает литературные, культурно-просветительные и научные общества, которые занимаются подготовкой национальных кадров и распространяют гуманитарные знания по обоим берегам Збруча. Народная Рада, созданная во Львове в 1885 году, в своей новой программе в 1892 г. отмечала: «Мы, русины галицкие, часть народа русско-украинского более 20-ти миллионного, имея за собой тысячелетнее историческое прошлое, народа, который, потеряв самостоятельность государственную, боролся веками за свои права государственно-политические, а никогда не отрекался и не отрекается от прав самостоятельного народа...»

Почти в то же время члены тайного Братства тарасовцев на Чернечьей горе в Каневе в своем политическом манифесте объявили, «что Украина была, есть и будет всегда отдельной нацией, и как каждая нация, так и она нуждается в национальной свободе для своего труда и поступи». И дальше: «Для нас сознательных украинцев есть один украинский народ. Украина австрийская и Украина российская одинаково нам родные, и никакие географические границы не могут разъединить один народ, и если бы была у нас моральная мощь, то ни нас не смогут оторвать от Галичины, ни Галичину от нас, ибо идеи духа разорвать на два куска нельзя, как ничем нельзя остановить Днепровское течение: оно всегда окажется в море, какие бы преграды не были». В унисон с голосами членов Народной Рады и тарасовцев звучал и голос идеолога украинской независимости, автора брошюры «Самостійна Украина» (1905) Николая Михновского, который в своих произведениях сформировал образ единой, неделимой, свободной Украины «от гор карпатских по кавказские», который стал и остается общепризнанным национальным идеалом.

Таким предстает наше государство и в Акте Воссоединения, провозглашенном под торжественный перезвон тысячелетней Софии Киевской и в присутствии тысяч и тысяч людей, пришедших на Софийскую площадь на народное собрание с сине-желтыми флагами и портретами Тараса Шевченко: «Отныне воедино сливаются веками оторванные друг от друга части единой Украины — Западноукраинская Народная Республика (Галичина, Буковина, Венгерская Русь) и Надднепрянская Великая Украина. Осуществились вековечные мечты, которыми жили и за которые умирали лучшие сыновья Украины. Отныне есть единая независимая Украинская Народная Республика».

Акт Воссоединения единодушно одобрил 23 января 1919 г. Трудовой конгресс Украины, открывшийся накануне.

Во время торжеств в Киеве на Софийской площади по случаю провозглашения Акта Воссоединения, 22 января 1919 года.

«То, что мы тогда там переживали, это история нации в творении, это эпопея национально-государственного возрождения. Такие минуты бывают редко, и не всякому их приходится переживать. Мы же как раз переживали их, были свидетелями их и были сами авторами и актерами. Мы творили историю, и что-нибудь будущие поколения будут думать о нас, творцах и актерах этих событий, как-нибудь они осудят нас всех, тогдашних украинских политиков, но каким бы путем они не вели дальнейшую борьбу нашего народа к самостоятельной и соборной Украине — все они вынуждены привязывать к тому историческому значению актов, что их мы там, в Киеве, тогда добились...», — отмечал украинский общественный и политический деятель, дипломат, один из основателей ЗУНР Лонгин Цегельский.

В годы советского тоталитарного режима историю УНР, воспоминания о провозглашении независимости Украинской Народной Республики и провозглашении Акта Воссоединения стерли из общественного сознания. Память об этих важных этапах украинского государственного строительства хранила украинская политическая эмиграция в странах Европы и Америки.

22 января 1939 года День Соборности торжественно отметили в столице Карпатской Украины — городе Хусте, где на демонстрацию вышли более 30 тысяч человек. А уже в январе 1990-го к празднованию эпохальной даты присоединились сотни тысяч украинцев, которые образовали «живую цепь» от Киева до Львова и Ивано-Франковска. Одна из самых больших массовых акций в Центральной и Восточной Европе стала еще одним символом единства украинских территорий и преемственности государственных традиций. С тех пор «живые цепи» создавались неоднократно. С 2000-х гг. в Киеве ежегодно сотни людей с Государственными флагами вдоль моста Патона соединяют два берега Днепра, как более чем сто лет назад украинцы объединили в одно государство УНР и ЗУНР.

В УИНП подчеркивают, что «провозглашение Соборности УНР и ЗУНР 22 января 1919 года является историческим актом объединения украинских земель в единое государство. Именно эти события, а не присоединение Западной Украины к СССР в 1939 году, являются основными для истории новейшего украинского образования государства».

История свидетельствует, что национальное единство — не только базовая ценность, но и обязательная предпосылка успешного сопротивления внешней агрессии. Для того чтобы сто лет назад отстоять УНР, украинцам не хватило единства и национального сознания. Усвоив исторические уроки, сегодня украинцы самоотверженно и с оружием в руках отстаивают не только независимость, но и соборность Украины на Донбассе.

Фото из открытых источников.