Соответствующее постановление принято 24 января. Отныне председатели районных администраций в Киеве и Севастополе будут назначаться на должность и освобождаться Президентом Украины по представлению Кабмина согласно предложениям Премьер-министра Украины.

Напомню, что раньше председатели районных администраций в Киеве и Севастополе назначались на должность и освобождались Президентом по представлению Кабмина согласно предложениям председателей Киевской и Севастопольской городских госадминистраций.

Насколько подобный шаг оправдан, покажет время, но уже сейчас понятно, что руководить городским головам городами станет сложнее. Однако, например, статью 11 Закона Украины «О столице Украины — городе Киеве», где установлено, что районные государственные администрации в городе Киеве подчиняются Киевской городской государственной администрации, никто пока не отменял.

Я тебя вижу, ты меня — нет

С 25 января на автодорогах страны появились полицейские патрули без распознавательных знаков полиции. Такие автомобили патрульной полиции визуально не будут отличаться от других автомобилей—участников дорожного движения. Эти фантомы должны фиксировать нарушение правил дорожного движения (ПДД), передвигаясь в автомобильном потоке. Появление таких фантомных патрулей анонсировали еще в декабре 2020 года.

В полиции утверждают, что передвижные комплексы фиксации скорости, которые установлены на фантомах, могут фиксировать во время движения до 50 транспортных средств одновременно. В случае автоматической фиксации «фантомом» нарушений на дороге, данные отправляются в систему автоматической фиксации. После чего автоматически формируется постановление об административном правонарушении. Уполномоченный полицейский, проанализировав полученные материалы, выносит административное постановление с наложением квалифицированной электронной подписи. Таким образом, полиция на этой неделе получила еще одно средство сдерживания лихачей.

Однако касательно самого программно-аппаратного комплекса, который позволяет фиксировать административные правонарушения в автоматическом режиме, есть вопросы. В первую очередь относительно его сертификации и корректности работы во время движения авто. Второе — это то, что согласно ст. 142 Кодекса об административных правонарушениях во время осуществления фотосъемки обязательно наличие не менее двух изображений транспортного средства, полученных с разных или противоположных ракурсов. Можно ли технически это обеспечить в движении? Вряд ли, поскольку нужно одновременно зафиксировать транспорт нарушителя с привязкой к конкретному месту дороги и вместе с тем разные ракурсы этого транспорта из полицейского авто, двигающегося, например, за нарушителем, физически невозможно. Не следует забывать и требования Правил дорожного движения о необходимости наличия на участке, где зафиксировано нарушение, знака 5.76, которым обозначают участки дорог, где возможно осуществление контроля за нарушением ПДД с помощью специальных технических и/или электронных средств.

Не следует также забывать и о том, что сама система автофиксации нарушения ПДД несколько сомнительна с правовой точки зрения, если вспомнить решение Конституционного Суда Украины (КСУ) от 22 декабря 2010 года под № 23-рп/2010. Возможно, точку в этом вопросе поставит новое решение КСУ, который подозрительно долго рассматривает новое представление относительно конституционности автофиксации нарушений ПДД.