В громадах Украины продолжается становление. Меняются полномочия, приоритеты, направления развития. И, конечно же, механизмы сотрудничества по принципам «Власть — громада» и «Власть — человек».

Зачем властям громады привлекать людей к принятию решений? Почему не все механизмы работают? Как публичность служит мотивацией для эффективной работы? Как построить тот «идеальный механизм» привлечения граждан? Сегодня эти вопросы волнуют представителей органов местного самоуправления. И они продолжают настойчиво искать на них ответы.

«Мы здесь власть! Мы сами все знаем...»

«Распространена ошибка представителей местной власти в том, что они настойчиво отказываются от инструментов привлечения граждан к принятию решений. Иногда должностные лица считают, что им достаточно той информации, которую получают «через десять рук» и без мнения людей они точно знают, что делать. Однако задача местной власти — предоставлять качественные услуги. А как без мнения людей узнать, какие услуги в громаде необходимы и качественно ли они предоставляются? К тому же благодаря привлечению жителей власти громады могут определить направление движения, — считает специалист по привлечению общественности Программы USAID DOBRE Анна Товстуха. — Местной власти важно понимать, как она видит граждан: как клиентов или только как «тех, кто наполняет наш бюджет».

Осознание важности мнения людей — это хороший менеджерский подход, который позволяет увидеть, как громада развивается и куда ей надо двигаться. Те должностные лица, кто способен изменить свой фокус, понять суть своей работы, показывают значительные результаты. Кроме того, благодаря механизмам привлечения местная власть распределяет между собой и гражданами ответственность за направление развития громады. И имеет четкий ответ на вопрос: «Почему так, а не иначе?». Потому что так решили люди».

Важно не количество, а качество

Механизмов привлечения людей к принятию решений в современных громадах много. Однако в этом деле важно не количество, а качество. Среди украинских громад самые популярные — бюджет участия, общественные слушания, публичные консультации. Этот перечень можно продолжать. Более того, громада может сама найти собственный механизм или же адаптировать имеющийся под себя. Однако важно делать это системно и постепенно: не нужно вводить все и сразу.

«Для громады самым понятным и наименее затратным инструментом может быть публичная консультация с общественностью. Однако важно учитывать, что когда собирается громада и старается поговорить, то чаще всего это происходит в формате хаотичных претензий. Таким образом, чтобы консультации были действительно эффективными, необходимо привлечь или найти в громаде специалиста с навыками фасилитации, то есть — с навыками организации процесса коллективного решения проблем в группе, который поможет провести конструктивную встречу и это был в самом деле диалог», — убеждена Анна Товстуха.

Ведь лучше всего в громаде будет работать тот механизм, который она выберет для себя сама, сознательно. Результативность в большой степени зависит и от мотивации людей, и от исполнительной и представительной ветви в громаде — готовы ли они давать возможность такого участия людям.

Бюджет — как один из наиболее эффективных механизмов

Важно, когда из бюджета громады выделяют средства на проекты, а победитель избирается путем голосования. Ошибочно считать, что это «дорогостоящий механизм», ведь громада выделяет средства в зависимости от своих возможностей. Это может быть даже несколько тысяч гривен.

Кроме всего прочего, здесь важно обеспечить справедливое голосование и в контексте доступности, и возможностей, чтобы проекты с центральной усадьбы и сел имели более или менее одинаковые возможности выиграть.

Местной власти важно понимать, что доверие к этому механизму может не появиться сразу. Громадам надо быть готовыми к тому, что в первый год заявок может быть не очень много. Людям надо увидеть, что их проекты не останутся на бумажках.

Децентрализация — это возможность конкурировать

В Дзвинячской громаде Ивано-Франковской области со старта решили уравновесить шансы всех населенных пунктов — выделили на общественный бюджет по 50 тысяч гривен на населенный пункт. Во время первого отбора в 2020 году конкуренции фактически не было. Каждый населенный пункт, который подавался на конкурс, получил финансирование на свой победный проект.

«Мы хотели максимально привлечь громаду. И с самого начала нам было важно донести населению: если они примут участие, то обязательно получат проект для своего села. Децентрализация — это возможность конкурировать. Если ты работаешь — соответственно и получаешь. Из местного бюджета каждый населенный пункт мог получить финансирование на свои нужды. До децентрализации этого не было», — рассказала координатор Программы DOBRE в громаде (2018 — 2020 годы) Богдана Беспалько.

В положении громада сразу прописала, что автор должен сопровождать выполнение проекта. Богдана Беспалько говорит, что это было сделано для того, чтобы люди могли контролировать расходование средств. Чтобы жители понимали, что такое общественный бюджет, в громаде рассказывали о нем в учебных заведениях и сняли учебный видеоролик. Помогали во внедрении общественного бюджета молодежный совет и местная общественная организация «В ногу со временем».

Голосование проходит в электронном формате — это было единогласное решение депутатов. Благодаря отказу от бумажного голосования удалось избежать манипуляций, ведь после авторизации система позволяет отдать свой голос только за один проект. По словам Богданы Беспалько, старшим людям, которым было сложно голосовать, помогал молодежный совет и старосты.

Если отчитываешься, то доверяешь

Вторым успешным механизмом Богдана Беспалько называет визуализированное разъяснение бюджета громады «Бюджет для граждан». Вместо сложной таблички люди наглядно могут увидеть, откуда поступают средства в бюджет и на что они тратятся. Самым важным результатом является то, что, понимая, куда идут средства, люди подают свои предложения. И их громада принимает во внимание при формировании бюджета на следующий год.

«При содействии Программы DOBRE и Центра Политических Студий мы разработали буклеты и презентовали их на бюджетных слушаниях. Предложили людям подавать предложения в бюджет и люди поверили, ведь реально видели поступления, расходы. Начали подавать свои идеи, рассказывать о проблемах громады, которые они видели изнутри. Мы сломали стереотип недоверия. Очень важно воплощать эти механизмы, нужно иметь команду, ответственного человека, который будет воплощать эти механизмы», — отмечает Богдана Беспалько.

Третий важный механизм — мониторинг деятельности депутатов. Молодые активисты Молодежного совета взялись проверить посещаемость депутатов на сессиях и опубликовали материал, в котором назвали «прогульщиков» и «отличников».

Когда активисты написали, что некоторые депутаты пропустили до 80 процентов сессий, те призадумались, что надо ходить на сессии, что они выбраны людьми и несут определенную ответственность. Публичность привела к эффективному принятию решений, ведь кворумы теперь есть, депутаты начали системно отчитываться. А если ты отчитываешься — то ты откровенный. Это доверие. А когда оно есть, легче работать, меньше конфликтов.

Когда ты открыт — человек к тебе приходит не с претензией, а с потребностью. Отчеты руководителя и депутатов — очень действенный механизм.

Всего в 2020 году громада провела около 30 мероприятий для привлечения общественности — это 3,5 тысячи участников (45 процентов населения громады). И хотя посетители мероприятий могут повторяться, но для такой небольшой громады — это высокий уровень участия жителей в принятии решений в громаде.

По убеждению заместителя сельского головы Андрея Гринишака, особенно важно привлекать людей к принятию тех решений, которые особенно резонансные и общественно важны. Например, чтобы принять решение о том, кого выдвигать на должности старост, в громаде провели общественные слушания в каждом селе. Кандидатуры старост согласовали с жителями. Привлекали людей к принятию решения о месте строительства нового детсада.

«Секрет успеха нашей громады — в желании воплощать механизмы привлечения, позволяющие нам слышать людей и вместе принимать правильные решения в интересах громады. Общественные слушания, бюджет для граждан, другие механизмы — все это показывает людям, что их мнение важно, с ним считаются. Механизмы привлечения необходимы в первую очередь для нас, местной власти. Мы не пришли сюда делать то, что хочется нам — мы работаем для людей. Механизмы привлечения доказали свою действенность, и наша громада планирует в дальнейшем активно развивать их», — резюмировал Андрей Гринишак.

Убеждают результаты

«Ключевая победа в том, что власть перестала бояться общественности. Механизмы привлечения выгодны как для власти, так и для жителей, хотя у обеих сторон есть свои предостережения. Главное, увидеть в людях не проблему, а ресурс, и в первую очередь интеллектуальный ресурс. На опыте мы увидели, что благодаря сотрудничеству возможно наладить диалог в громаде», — отметила Анна Товстуха.

Открытость власти и способность привлекать людей к принятию решений — действенный механизм для налаживания доверия в громаде. Опыт громад-партнеров DOBRE показывает, что ничего лучше не убеждает людей, чем реальные результаты совместной работы. Например, воплощенные в жизнь проекты. Быть открытыми и понятными для людей — лучший способ стать громаде настоящей командой.

Факт

Благодаря общественному бюджету в Дзвинячской громаде устанавливали спортивные и детские площадки, уличные тренажеры, обустраивали видеонаблюдение и забор в школах.

Ольга ТКАЧЕНКО, Украинский кризисный медиа-центр.

Петр МЕЛЬНИК.