Десять наиболее популярных туристических мест и памятников выбрали из 145, подсчитав, сколько раз их отметили в социальной сети Инстаграм.

Как отмечают в Национальном заповеднике «София Киевская», о своем восторге от города над Днепром в Инстаграме рассказали 22 миллиона человек. Благодаря их впечатлениям Киев с тысячелетним собором, о котором на туристической платформе написали «хорошо сохраненный интерьер и коллекция мозаик и фресок, датированных XI веком, достойны путешествия», занял в рейтинге четвертое место, уступив Риму с его Колизеем и Пантеоном, Рио-де-Жанейро со статуей Христа-Спасителя, Венеции с ее лагуной и обойдя такие популярные города, как Флоренция, Прага и Будапешт.

Бои за историю Софии

София Киевская, как отмечает доктор исторических наук Надежда Никитенко, — уникальная символика высокой духовной культуры наших предков. «И после 200 лет изучения она до сих пор хранит свои тайны. О дате сооружения храма, имени князя-строителя, содержании сюжетов мозаик и фресок, их связи с киевской действительностью и о многом другом в области истории, архитектуры, монументальной живописи собора остро дискутируют ученые», — говорит профессор.

С 1977 года она работает в Национальном заповеднике, где комплексно исследует Софию как выдающийся художественный памятник, феномен духовной культуры и уникальный исторический источник. Именно она, авторитетный историк-культуролог, открыла и всесторонне обосновала факт строительства Софийского собора в 1011—1018 годах, на рубеже правлений Владимира Великого и его сына Ярослава Мудрого.

Надежда Никитенко по этой проблематике защитила кандидатскую и докторскую диссертации, написала 30 научных моно-графий и книг, более 300 статей. Она глубоко исследовала византийский вектор тех культурных основ, которые породили феномен Софии Киевской и обусловили время ее появления. Впрочем, дата закладки собора продолжительное время была темой научного спора между исследовательницей и академиком НАНУ Петром Толочко. Надежда Никитенко, опираясь на открытые ею данные, утверждала, что собор был заложенный киевским князем Владимиром 4 ноября 1011 года, а освящен 11 мая 1018 года Ярославом. В пользу этих дат, кроме «Слова о Законе и Благодати» митрополита Илариона и «Хроники» епископа Титмара Мерзебургского, свидетельствуют и древнейшие графити на фресках Софии Киевской, датированные 1018-м, 1019-м, 1022-м и 1023 годом. Уже к этим годам собор был построен и украшен мозаиками и фресками. То есть строителем собора был Владимир, а Ярослав, который стал киевским князем в 1017-м, всего лишь завершил и рукой своих летописцев полностью присвоил себе это дело.

Академик Толочко, по мнению которого можно спорить только о 1017—1037 годах, назвал в свое время работу Надежды Никитенко научно-популярной, а «ультрараннюю» дату создания собора — плодом фантазии и безответственным эпатажем. Хотя более позднюю, всего на шесть лет, дату создания собора (1017) он считает вполне «легитимной». Довольно прозрачная тенденция: Северо-Восточная Русь словно культурно цивилизует Юго-Западную. Дескать, Ярослав пришел из Новгорода, силой захватил киевский престол и построил здесь разгромленным им киевлянам грандиозную Софию, что стало прелюдией невиданного расцвета Руси. Как говорят, историю пишут победители... Все как раз наоборот: правление Ярослава было всего лишь слабым повторением правления его отца и прелюдией упадка Руси — так справедливо писал наш великий историк М. Грушевский. Это и доказывает София Киевская.

После многочисленных конференций ученых в поддержку своих позиций, статей в разных изданиях, спор вышел на международный уровень, и в год празднования 1000-летия со времени создания Софии Киевской, что отмечалось по решению ЮНЕСКО, дошло до обращения к этой уважаемой организации с предложением отменить празднование. Этим откровенно отстаивалась позиция «русского мира», поэтому восстановление исторической правды и повышение международного имиджа Украины категорически не устраивали противников празднования. Нынче дата строительства собора, установленная профессором, признана многими специалистами и внесена в украинские учебники.

Фото Юрия ПЕРЕБАЕВА.

Продолжение в № 25 от 10 февраля 2022 года.