Народный депутат Украины Виталий Безгин (с микрофоном) и (слева направо) заместитель председателя ОГА Максим Калинин, первый заместитель председателя облсовета Александр Лемешко, заместитель руководителя проекта USAID «Говерла» Наталия Гнидюк и глава Оржицкой громады Елена Сидоренко при обсуждении законопроекта № 5323.

В мероприятии, инициированном представителями Ассоциации городов Украины и финансированном правительством США проекта USAID «Говерла», принял участие председатель подкомитета по вопросам административно-территориального устройства и местного самоуправления Комитета по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства Виталий Безгин. К обсуждению также присоединились заместитель министра развития громад и территорий Иван Лукеря, помощник народного депутата от Полтавщины Алексея Мовчана Владислав Кормушин, должностные лица облсовета и ОГА, руководители и специалисты территориальных громад.

Главное новшество — внедрение трехуровневой системы планирования

Виталий Безгин напомнил, что речь идет об осовременивании и усовершенствовании действительно принципиального для государственной региональной политики закона. Он напомнил, что Государственная стратегия регионального развития на 2021—2027 годы была утверждена постановлением правительства, однако очевидна необходимость синхронизировать такие стратегии, планы на всех уровнях. Тем более, что в конце 2020 года выборами в органы местного самоуправления завершился первый этап реформы децентрализации, который сформировал территориальные громады в их нынешнем виде. И главным новшеством законопроекта № 5323 становится внедрение трехуровневой системы стратегического планирования по принципу: государство, регион, громада, а также более тесной «связи» между ними. Особенно тогда, когда речь идет о финансировании проектов из государственного бюджета.

Свои стратегии по определению приоритетов и направлений развития на ближайшие пять—семь лет должны разработать и утвердить на сессиях соответствующих советов все без исключения громады. В этом им будут помогать новообразованные агентства регионального развития, профильные подразделения ОГА. Именно в областные государственные администрации будут подавать те разработки и предложения представители громад, чтобы их интересы учитывались во время регионального планирования. И эта работа уже проводится. Скажем, на Полтавщине, где создано 60 территориальных громад, такие стратегические документы, по словам заместителя председателя ОГА Максима Калинина, утверждены в 26 из них. В 25 громадах еще работают над ними и хотят вынести документы на утверждение до конца нынешнего года. Но в девяти территориальных громадах региона эту работу еще даже не начинали...

Хотя понятно, что и «канонизированные» ранее документы требуют уточнений или значительных корректив. Не только потому, что в 2020 году немало громад «приросли» новыми территориями и населенными пунктами.

Обидно, но качество такого планирования далеко не всегда надлежащее. «Все знают о том, что и сейчас в некоторых программах финансирования есть требование предоставить стратегию развития громады, — отметил Виталий Безгин. — Но как это работает на практике? Нередко просто готовят «стратегическую» бумажку на несколько страниц, чтобы тот или иной проект попал на конкурс. А потом он оказывается в шкафу или ящике и лежит там до тех пор, пока в громаде не поменяется руководство, которое будет эту историю повторять. Мне запомнился пример с Закарпатья, где для финансирования из какого-то фонда или субвенции отдельным пунктом стратегического развития громады вписали дорогу на... кладбище. Поэтому, извините, таких стратегий у нас не должно быть».

Заместитель министра развития громад и территорий Иван Лукеря, который общался с участниками мероприятия в Полтаве дистанционно, также назвал качество подготовки в громадах экономических проектов «весьма низким». При этом понятно, что финансирование местных инициатив — через Государственный фонд развития территорий, субсидии на социально-экономическое развитие и другие механизмы — остается одной из самых важных составляющих государственной региональной политики. Но такое финансирование теперь непременно будет «привязываться» к стратегиям и долгосрочным планам громад. Только тогда они могут претендовать на поддержку из государственного бюджета. Ибо нелогично финансировать за народный счет какие-то непонятные прихоти местных руководителей. Иное дело, что надзор за расходованием средств «свыше» должен дополняться внедрением прозрачных механизмов отбора проектов. В частности, и на уровне областей.

Делегированные полномочия необходимо подкреплять средствами

При обсуждении законопроекта, как всегда, активными были руководители и представители громад. Никто из них не отрицал необходимости его принятия. Ведь речь идет об установлении более четких правил игры в финансовых отношениях органов местного самоуправления с другими ветвями власти. Вместе с тем полпреды громад напоминали о реалиях, в которых им приходится работать. А они требуют принятия новых или усовершенствования и других законодательных актов, нормативных документов правительства. «Любая стратегия требует стабильности при реализации намеченного, — отметил глава Шишацкой громады Александр Тутка. — И, конечно же, финансового подкрепления переданных на места полномочий. Однако практически ежегодно приходится думать, увеличат нам процент отчисления НДФЛ или не увеличат, будут оставлять акцизный сбор или нет. Как в таких условиях планировать развитие?».

Руководитель Новоселовской ТГ Евгений Бова привлек внимание к так называемому реверсу. То есть изъятию средств из казны финансово состоятельных громад для поддержки дотационных. Без этого пока якобы не обойтись. Но ведь в прошлом году из возглавляемой им громады изымали два миллиона гривен, а в этом году «замахнулись» уже на пять с половиной миллионов. При таком «прогрессировании» выемки на местах исчезает заинтересованность в развитии бизнеса, привлечении инвестиций, создании новых рабочих мест, которые, собственно, и обеспечивают поступления.

Руководитель Терешковской громады Виталий Турпитько сосредоточился на проблемах финансирования первичного звена медицины в наших селах. И, в частности, оплаты труда местных семейных врачей, работу которых по сугубо статистическим показателям обслуживания населения нельзя приравнивать к деятельности их городских коллег.

Глава Глобинской громады Станислав Джусь подробнее остановился на парадоксах новшеств в сфере градостроительства. Согласно им громады должны разработать собственные комплексные планы пространственного развития, которые будут обязательны для начала строительства. Но после того, как в 2020 году упомянутая громада «приросла» огромной территорией и более чем четырьмя десятками сел, здесь подсчитали: чтобы получить этот план, только за изготовление картографической документации надо заплатить 12—15 миллионов гривен. А с геодезией, кажется, сложно будет и в 50 миллионов «вписаться». Как объяснить людям, что для строительства, скажем, центра безопасности стоимостью до трех миллионов гривен, надо сначала за «бумаги», то есть документацию, выложить такую огромную сумму. Уверения руководителей профильного министерства в том, что за все заплатит государство, кажутся не весьма убедительными. Да и строить надо ведь не когда-то, а сегодня и завтра...

Еще в этом году возможно принятие Муниципального кодекса

Председатель подкомитета по вопросам административно-территориального устройства и местного самоуправления Комитета по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства Виталий Безгин во время дискуссии отметил, что львиная доля озвученных представителями громад проблем найдет свое решение в других законодательных актах, которые также готовятся или находятся на рассмотрении в Верховной Раде. Едва ли не самым важным среди них станет Муниципальный кодекс, к которому «привяжут» и Бюджетный кодекс. При этом парламентарий выразил надежду, что Муниципальный кодекс удастся принять еще до принятия госбюджета на следующий год.

Заверив, что парламентарии будут держать руку на пульсе неотложных проблем территориальных громад, Виталий Безгин напомнил, что именно Верховная Рада после последнего стремительного скачка цен на природный газ усилила финансовую способность громад, увеличив на четыре процента долю НДФЛ, которая остается на местах. Так же было и тогда, когда члены правительства пытались «отобрать» у громад поступления от акцизного сбора.

Понятно, что разрубывание таких «гордиевых узлов» происходило с учетом позиции Ассоциации городов Украины и, собственно, представителей громад. Сотрудничество с ними и постоянный взаимозаинтересованный диалог как профильного комитета Верховной Рады, так и парламента в целом становится залогом устранения преград на пути развития. На этом в конце обсуждения законопроекта № 5323 акцентировала внимание глава Оржицкой громады Елена Сидоренко, которая модерировала мероприятие. По ее словам, присутствующие уполномоченные представители громад имели «уникальную возможность» влиять на формулирование положений законопроекта еще на этапе его создания.

Полтава.

Фото автора.