Автомобильный транспорт — едва ли не один из основных поставщиков в атмосферный воздух таких вредных веществ, как оксиды азота, окись углерода, углеводороды, сажа, сернистый ангидрид и т. п. Кроме того, автотранспорт и его сопутствующая инфраструктура являются главными загрязнителями водных объектов и грунтов нефтепродуктами. Прежде всего это касается открытых автостоянок, гаражных кооперативов и автозаправочных станций, которые не оборудованы локальными очистными сооружениями. Негативно влияют на состояние окружающей среды также отходы автотранспортных средств, образовывающиеся в процессе их эксплуатации, а именно: отработанные фильтры, аккумуляторы, шины, детали и корпуса автомобилей, утилизация которых надлежащим образом так и не налажена.

Между тем эксперты подчеркивают, что выход есть и состоит он в переходе на электрический вид транспорта, что успешно делают многие страны, но не наша. И это при том, что экспериментальные образцы таких авто в Украине были разработаны еще в далекие советские времена. Сейчас в нашей стране выделяются неплохие суммы на развитие альтернативной энергетики, но случилось так, что все эти средства направлены на создание солнечных батарей. А вот об экологически чистом и, главное, дешевом транспорте почему-то забыли.
Можно ли сдвинуть дело с мертвой точки и начать промышленное производство электромобилей? Об этом шла речь во время разговора в пресс-клубе, который организовал Национальный союз журналистов и Независимый медиа-профсоюз Украины.
Нужны политическая воля и государственные гарантии
Так реально ли наладить у нас массовое производство электромобилей?
— Если уж вести речь  об электротранспорте, то это необратимый процесс, — говорит руководитель направления электромобилей одного из украинских заводов Александр Туз. — Для этого у нас есть много предпосылок. Чей опыт лучше всего перенять? Это, наверное, — Франция. Там уже насчитывается 100 тысяч таких автомобилей и динамика постоянно растет. Кстати, во Франции, как и в Украине, большой удельный вес атомных электростанций, а это дешевая энергия. Активно работают в этом направлении также Дания и Израиль. В США пока ведется борьба, но также есть позитив.
Между тем у нас ни одного автомобиля произведено не было. Разве что тестовые образцы. К тому же эксперты отмечают, что у нас есть государственная целевая программа по этому направлению. Запустить ее должны были еще в 2006-м, но эти первые пять лет фактически уже проворонили. Хотя для того, чтобы начать производство в Украине, нужна всего лишь добрая воля чиновников и государственные гарантии. А еще надо просто осознать, что это здоровье нации.
К сожалению, такого осознания пока нет.
На энтузиастах отрасль развиваться не может
Впрочем, хотя собственные электромобили мы и не выпускаем, украинцы потихоньку сами переделывают своих стальных коней. И хотя и здесь не все так просто, один из таких Кулибиных — Валентин Гербштейн — после заседания пресс-клуба продемонстрировал автомобиль, собранный собственноручно. Говорит, собирал его долго, поэтому подсчитать, во сколько он ему обошелся, не может. Но только одна батарея стоит 5 тысяч долларов США.
Как отмечает конструктор-любитель и организатор клуба экоавтомобилистов Вячеслав Полтавец, одно дело — создать такой автомобиль, и совсем другое — его зарегистрировать в наших чиновничьих кабинетах. Как ни удивительно, но, зная, что у электромобиля нет выхлопов, по инструкции владелец его все равно должен провести  экспертизу на эти же выхлопы. Стоит она, кстати, полторы тысячи гривен. В целом регистрация требует с десяток всяческих разрешений, поэтому несложно догадаться, в какую копеечку все это выльется.
Без популяризации не обойтись
Возможно, тогда проще купить сразу авто с электроаккумулятором и не ходить по кабинетам? Такие желающие тоже есть. Но опять же... Во-первых, удовольствие это не из дешевых. И хотя на нашем рынке это преимущественно «китайпром» с гелевыми недолговечными аккумуляторами, обойдется он вам не менее чем в 18 тысяч долларов. Во-вторых, люди очень плохо знают преимущества такого вида транспорта. А в-третьих, отправляться на электромобиле в далекую дорогу не решишься — у нас просто нет сети станций быстрой зарядки.
Такие станции, как сообщили в пресс-клубе, в скором времени появятся пока только в Киеве. Здесь уже есть договоренность с метрополитеновцами, и первых 20 розеток должны вывести возле станций метро. В целом в столице на базе Киевпастранса планируется собирать электробусы, которые в скором времени будут курсировать по городу. Будет заниматься этим инвестор и только незначительная часть расходов ляжет на плечи городской администрации. Курсирует по Киеву и первая служба экотакси. Однако было бы хорошо, чтобы на такие автомобили пересели, например, гаишники, «Скорая помощь» и т. п. Например, в Эстонии 70 процентов госслужащих ездят на электромобилях, таким образом рекламируя преимущества этого чистого вида транспорта. А мы пока дотируем свою соседку Россию, закупая совсем не дешевое горючее, которое к тому же еще и вредит окружающей среде.
Словом, иметь электромобиль выгодно уже сейчас, ведь подзарядку можно осуществлять и от домашней розетки — электроэнергия почти ничего не стоит. Он намного проще в управлении — не нужна коробка передач. Но самое главное — не загрязняет окружающую среду. Так что перспективы у этого вида транспорта значительные, однако без надлежащей популяризации здесь не обойтись. А для этого надо приложить руки и государству, и частным структурам, и собственно автомобилистам.
Рис. Алексея КУСТОВСКОГО.
КСТАТИ
Во Франции государство возвращает покупателю электромобиля 7,5 тысячи евро и это при том, что цена на такие авто там вполне приемлема.
НА ЗАМЕТКУ
12 процентов сожжения бензина идет непосредственно на движение, остальное горючее в виде вредных веществ и газов попадает в атмосферу. В целом на одного киевлянина приходится более 80 килограммов так называемых автомобильных выбросов в год.