С января текущего года «Скорая помощь» живет и работает по новым правилам. Система службы финансируется из областного бюджета. Подвести первые итоги этих преобразований «Голос Украины» попросил директора коммунального учреждения «Луганский областной центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф» Наталью ЛОФИЦКУЮ.

— Сегодня наша служба полностью обеспечена дизельным топливом и бензином. Ни одна машина, как это было раньше, ныне не простаивает из-за нехватки горючего. Бригады имеют необходимые медикаменты для оказания помощи больным. Раньше станция «Скорой помощи» обслуживала пациентов только в рамках своей территории. Теперь выезжаем на вызов по принципу «кто ближе к больному». При этом практически выполняем временные рамки, которые установлены законом: в городе доезд экстренной медпомощи до пациента должен составлять 10 минут, а в сельской местности — 20 минут.

В этом году, в первом году реформирования нашей службы, областной совет уже выделил около 50 млн. грн. для приобретения 75 автомобилей. 27 машин мы уже получили. Они полностью оснащены необходимой медтехникой. Ожидаем еще 40 «скорых» до конца текущего года.

Кроме того, облсовет выделил 2,2 млн. грн. для реконструкции четвертого этажа здания «Скорой помощи» под единую диспетчерскую. Такой центр будет принимать вызовы от всех ближайших и отдаленных сел, поселков и городов области, отправляя по ним бригады. Сейчас прорабатываем дальнейшую логистику движения автотранспорта и логистику связи между диспетчерами.

— «Скорая помощь» не может работать самостоятельно. Вы взяли пациента и должны его доставить в отделение...

— Программа реформирования предусматривает создание отделений неотложных состояний, которые должны находиться в каждой районной и городской больницах. Они уже есть в Северодонецке, Красном Луче, Ровеньках, Алчевске, в районных центрах: Славяносербске, Беловодске, Старобельске, Белокуракине и Станице Луганской. В других городах и районах они будут открыты в ближайшее время. Смысл таких отделений в том, чтобы поступившего по «Скорой помощи» пациента в короткие сроки обследовать, установить диагноз и решить, где ему следует лечиться дальше.

— Известно, что на реформирование системы «Скорой помощи» Луганщине выделено 180 млн. грн., из которых 16 млн. грн. идет на лекарственные препараты. Это большая сумма.

— Да, сумма большая, благодаря чему у наших медиков появилась возможность приобретать дорогостоящие препараты, которые используются в такой методике, как тромболизис — улучшение прохождения крови по сосудам сердца. Теперь каждая бригада, выезжающая к кардиологическому больному, имеет нужный препарат — метализе. Здесь я должна пояснить, что мы работаем по так называемому локальному протоколу, который основан на всех приказах отраслевого министерства. Так вот, в этом документе, который предусматривает совместную работу областной кардиологической службы и службы экстренной медицинской помощи, расписаны поминутные действия наших бригад на протяжении 120—180 минут — от жалоб пациента на боли в сердце и дальше. Замечу, что это не время для прибытия «неотложки», а время отсчета, когда больному стало плохо. В первом случае, если «скорая помощь» укладывается в 120 минут (кстати, месяц назад он расширен до 180 минут для наших отдаленных регионов), то пациента везут в кардиохирургическое отделение областной клиники, где ему проводят стентирование коронарных артерий. Причем весь этап — от приема пациента, оказания ему первой медпомощи дома, в машине и при госпитализации в отделение — происходит бесплатно. Если мы не вкладываемся в эти 120—180 минут, то у медиков «неотложки» есть препарат метализе, который вводится в машине и помогает спасти жизни пациенту. Совершенно бесплатно. Еще раз хочу подчеркнуть: после передачи службы «Скорой помощи» областному совету у нас нет проблем с медикаментами. Имеем все — от самого простого анальгина до дорогостоящих препаратов. Мы сейчас работаем в таких условиях, когда нам не стыдно посмотреть людям в глаза.

Луганск.

Наталья Лофицкая (справа) получает документы на новенькие «скорые» от Премьер-министра Украины Николая Азарова.

Фото пресс-службы областного совета.