Сразу два народных депутата Украины, правда, врозь, побывали в прошлую среду в Запорожье. Вадим Колесниченко (Партия регионов) в сопровождении председателя Запорожского областного совета Павла Матвиенко посетил Запорожский национальный университет, а Лилия Гриневич («Батьківщина») открыла в городе свою общественную приемную и пообщалась с журналистами.
В ходе выступления в одной из университетских аудиторий В. Колесниченко изложил свою позицию относительно использования и защиты русского языка и поделился мыслями о конкурентоспособности украинского образования и последующего трудоустройства выпускников вузов.
А вот накануне приезда председателя Комитета Верховной Рады по вопросам науки и образования Лилии Гриневич, возможно, и случайно, но произошли два просвещенских события. Сначала ректоры вузов региона во время круглого стола в Запорожском областном совете в целом поддержали разработанный представителями фракции Партии регионов (Сергеем Киваловым, Николаем Сорокой, Григорием Калетником) образовательный законопроект, а вторая новость поступила уже из Запорожского горисполкома: директор городского департамента образования и науки, молодежи и спорта Раиса Чухрай сообщила о необходимости оптимизации школьной сети города. Ведь, по ее словам, едва ли не треть школ заполнена учениками менее чем на 40 процентов. С вопроса «оптимизации» и начала свою встречу Лилия Гриневич. В целом ее позиция относительно этого следующая. Ученики младших классов должны учиться как можно ближе к отчему дому. Что касается старших мальчиков и девочек, то здесь определяющим является наличие нормальных дорог, исправных школьных автобусов, а также альтернативы малокомплектной школе в родном селе. То есть рядом должна быть хорошо оборудованная школа с сильным педагогическим коллективом, которая реально сможет готовить конкурентоспособных, если можно так сказать, выпускников. Первым звоночком, что ситуация не отвечает названным выше критериям, по мнению Л. Гриневич, является массовый протест родителей. «Когда люди неудовлетворены, то, по меньшей мере, они не видят альтернативы, — заявила председатель комитета, — и получают еще и ряд неудобств да постоянную головную боль, как и что там с их ребенком далеко от отчего дома». Народный депутат сообщила, что по сведениям, которые получил комитет, в планах исполнительной власти на текущий год — «оптимизация» сразу 14 школ Запорожской области.
Затронула председатель комитета и вопрос законопроектов о высшем образовании. Л. Гриневич отметила, что не удивлена тем, что запорожские ректоры поддержали вышеупомянутый проект закона. «Это ректорский законопроект, разработанный и представленный ректорами, — считает она. — Этот документ предусматривает полную централизацию отрасли, когда на высшем уровне управления все решает Министерство образования и науки, а на втором — ректор вуза». А это, по ее мнению, сразу закладывает элемент коррупции и манипулирования средствами. Л. Гриневич считает более качественными и современными два других законопроекта — от трех оппозиционных фракций и тот, который внесен народным депутатом Виктором Балогой. Последний разработан рабочей группой под руководством ректора Киевской политехники Михаила Згуровского. Эти документы в значительной степени перекликаются, но при условии доброй воли парламента именно последний законопроект имеет все шансы быть проголосованным, считает Л. Гриневич.
Первые две категории из-за того, что хорошее образование будет гарантировать хорошие рабочие места. Что касается преподавателей, то альтернативные законопроекты предусматривают, что для них будут созданы условия не для «начитки каких-то часов», а на самом деле для полноценного учебного процесса, который позволит поднять престиж и кафедры, и вуза, и в целом украинского образования. Работодатели тоже только «за» качественную подготовку. Ведь сегодня на переобучение выпускников украинских вузов до тех кондиций, которых требует современное производство, сообщила Л. Гриневич, предприятия тратят ежегодно до миллиарда гривен.
 
Запорожская область.
ДОСЛОВНО
Председатель Комитета Верховной Рады по вопросам образования и науки Лилия ГРИНЕВИЧ:
«Кроме такой категории украинского населения, как ректоры, есть и другие категории: студенты, их родители, преподаватели, а также работодатели. Все они заинтересованы в существенном улучшении качества украинского образования».