«Голос Украины» на своих страницах и на сайте golosukraіne. com продолжает следить за внедрением реформы в медицинской отрасли. С 1 января 2013 года действует 
закон об экстренной медпомощи, продолжается переформатирование «скорой». Наши 
корреспонденты в регионах исследовали, как идет реформа в этом направлении 
на местах. Выяснилось, что в разных уголках страны процесс «перемен к лучшему» тормозят схожие проблемы. А именно: несоответствующая подготовка к внедрению реформы, неосведомленность населения, плохие дороги, изношенность автопарка, 
дефицит медицинских кадров и т. п. Наблюдаем ситуацию, похожую 
на революционную, когда ни пациенты, ни люди в белых халатах не удовлетворены тем, что происходит. Хотя все понимают: реформа медицине нужна...
За скорость нужно доплатить
Медицинская реформа на Херсонщине двигается неторопливо, как машина «скорой помощи» на лысых шинах в гололедицу. Кстати, о неторопливости: в свое время херсонцы очень обрадовались, услышав о введенном Министерством здравоохранения Украины новом нормативе о прибытии «скорой» на вызов в областном центре не позже, чем через десять минут. Но норматив так и остался «мечтой», потому как для этого на город с населением более 330 тысяч человек нужно иметь по меньшей мере 33 бригады службы «103». А их в распоряжении городской станции «скорой помощи» всего 26.
Для создания дополнительных бригад, с учетом стоимости укомплектованных медицинской аппаратурой микроавтобусов, необходимо около семи миллионов гривен. С начала нынешнего года эти средства можно было бы предусмотреть в муниципальном бюджете Херсона, однако депутаты горсовета закладывать их в смету даже не собирались. Ведь городскую станцию «Скорой помощи» в нынешнем году передают в ведение области. Процесс передачи собираются завершить лишь в течение полугода, поэтому и в областном бюджете на 2013-й «лишних» семь миллионов едва ли отыщут. Посему новых бригад горожане дождутся разве что в следующем году, если дождутся вообще.
Херсонским медикам все это очень напоминает манипуляции с городской противотуберкулезной поликлиникой. Полгода ее собирались передать из городского в областное подчинение, и пока решали, кто будет финансировать содержание учреждения, у того не осталось средств на коммунальные услуги и зарплаты. В результате под конец минувшего года пришлось в городской казне срочно выискивать дополнительные ассигнования, чтобы предупредить акцию протеста людей в белых халатах («Голос Украины» об этом писал). Что касается станции «Скорой помощи», то городской бюджет ее еще по крайней мере полгода будет финансировать, но никаких проблем на перспективу здесь никто рассматривать не берется.
Без новых подстанций
А перспектива не должна ограничиваться исключительно приобретением машин и принятием на работу нескольких дополнительных фельдшеров и врачей.
Фельдшерам нужно где-то отдыхать в интервалах между выездами, машинам с красными крестами — проходить техническое обслуживание. Обычно для этого существуют подстанции, однако на весь областной центр их всего четыре, да и те возвели еще во времена СССР. Город разросся, расстояние от окраин до места сосредоточения машин службы «103» увеличилось, поэтому ждать прибытия их на вызов пациентам приходится и по двадцать минут, а в случае, если на улице метель или гололедица, — и 30—40. И это неудивительно. Правда, взялись было строить пятую подстанцию в пригородном поселке Антоновке, но не хватило денег. Сначала объект «заморозили», а потом оставленную без охраны «коробку» просто растащили по кирпичику. Теперь предлагают создавать вместо подстанций пункты временного базирования где-то при поликлиниках, однако опытные медики говорят: это приблизительно то же, что скрестить ужа и ежа. Просторных дворов, гаражей, хранилищ для хранения партий медикаментов в поликлиниках просто нет, так как они проектировались совсем под другие задачи. Так что мороки ожидается много, а прогнозируемая польза весьма условная — рамки реформы для «Скорой помощи» Херсона оказались узковаты, и она крайне болезненно и тяжело в них вписывается.
В ожидании бюджетных «вливаний»
Но еще больше, чем до модернизации системы скорой помощи, внимание общественности Херсонщины приковано к ходу работ по созданию перинатального центра. Детская смертность в регионе угрожающе растет, поэтому такой стационар на 102 койко-места с современным отделением реанимации новорожденных здесь отнюдь не помешает. И в этом случае местные власти еще в прошлом году сделали все от них зависящее для его создания: отвели центру место в нынешнем родильном отделении областной клинической больницы, подготовили предварительную техническую документацию. Новый перинатальный центр должны были бы открыть в конце 2013 года, однако еще ни копейки на него не поступило — в то же время Государственное агентство по инвестициям едва ли не каждую неделю требует какие-то дополнительные документы. К тому же впереди тендер на выполнение работ и приобретение разнообразного сложного оборудования, и он также займет не менее двух месяцев. Строители, которые готовы сразиться за победу в тендере, обеспокоены: освоить нужно 45 миллионов гривен, а времени остается все меньше. Не пришлось бы к концу года «авралить» в ущерб качеству!
 
Херсонская область.
ФАКТ
Региональный план действий по медицинской реформе предусматривает создание центров первичной медико-санитарной помощи как самостоятельных юридических лиц и проведение подготовки для составления соглашений по медицинскому обслуживанию населения и предоставлению первичной медпомощи в больницах пяти сельских районов, а также городов Новой Каховки и Херсона. Важным звеном региональной реформы областное управление здравоохранения считает также открытие в прошлом году в Херсоне Центра сердца на базе городской клинической больницы имени Лучанского и Центра зрения на базе городской клинической больницы имени Тропиных.