Бригада «скорой» Козовской центральной районной больницы в составе фельдшера Анатолия Рудавского и водителя Владимира Скрабута вернулась из села Глинной — одного из самых отдаленных в районе. Привезли больную с нарушением мозгового кровообращения, высоким давлением. Спрашиваю, вложились ли в 20 минут доезда, как того требуют новые правила. Они лишь скептически улыбаются.

— Неделю назад я специально засекала время, за которое мы добрались до села Конюхи, — говорит заведующая отделением «Скорой помощи» Мирослава Смачило. — Получилось 55 минут. Больной был в тяжелом состоянии. Хорошо, что в Конюхах есть небольшая больница и тамошний врач грамотно оказал первую помощь, иначе все могло закончиться не так благополучно... За 20 минут с такими дорогами, как у нас, доехать нереально. Наверное, сначала надо их отремонтировать, а уж потом требовать соблюдения норм доезда к больному.

В распоряжении козовской «скорой» два «уазика». Одному уже пять лет, второй купили в прошлом году. Тот, что поновее, называют народным автомобилем. Как рассказал председатель райгосадминистрации Юрий Пудлик, средства на него собирали сами. Бюджетники перечислили свой однодневный заработок и руководители сельхозпредприятий подсобили. «Уазики» и медики, и водители хвалят: проходные, как раз для сельской местности. Им бы еще оснащение соответствующее... Оборудования не хватает: кардиографов, дыхательных аппаратов, кислородных ингаляторов... Методами реанимации владеют, но чем ее проводить? Приобретение одного аппарата ограничили тысячей гривен, а что путное можно купить за эту сумму? Главное условие тендера — чтобы товар был дешевый. Вот и купили китайские электрокардиографы, которые то сбои дают, то вообще не пишут, электропровода часто приходится менять.

А вот запасов медикаментов нынче хватает. На это в прошлом году выделили государственную субвенцию.

— Если бы субвенция выделялась в целом на «Скорую помощь», то на местах можно было бы с большей пользой распорядится государственными средствами, — считает главный врач Юрий Дзьордзьо. — Идея с реформированием этой службы правильная, только не до конца продумана. Скажем, как ночью привезти к больному специалистов узкого профиля? Раньше они ехали вместе с бригадой «скорой», а после создания центра экстренной помощи и медицины катастроф для этого нужен дополнительный транспорт.

Кстати, о транспорте. Если государство не может им обеспечить, то хотя бы не мешала поступлению гуманитарных автомобилей. 

Бельгийцы предлагали Козовской больнице девятилетний реанимобиль «Фольксваген», но его отказались пропустить через границу, поскольку Украина наложила табу на гуманитарные автомобили, которым более восьми лет...

Заместитель главного врача Зоряна Пончко считает преждевременным распоряжение главного управления здравоохранения о том, что нужно ликвидировать должности фельдшеров в селах с населением менее трехсот человек. Таких в районе 12. Экономия незначительная, а люди не будут иметь постоянной медпомощи. Планируется, что фельдшеров заменят помощники семейного врача, которые будут наведываться в такие села один или два раза в неделю. Кстати, в районе есть только два автомобиля семейной медицины. Село Цицоры — самое отдаленное от райцентра. Если, например, заметет дороги, как этой зимой, то как добираться «скорой»? А фельдшер всегда на месте.

Дискуссионный вопрос и относительно возможного закрытия больницы на 10 коек в селе Конюхи. Люди, как только услышали, что ее могут превратить в дневной стационар, поднялись на защиту. Дескать, не забирайте от нас еще и это, а без согласия громады вопрос не решить. Конечно, известно, что подобные учреждения выполняют больше социальную роль, нежели лечебную, но, торопясь с реформой, снова ставим телегу впереди лошади. Давайте сначала обеспечим медицину автомобилями, диспетчерской связью, оборудованием. В конце концов, отремонтируем дороги, тогда можно прибегать и к сокращению, то бишь оптимизации.

На Тернопольщине ситуация осложняется еще и тем, что из-за политических игр здесь до сих пор не создан центр экстренной медпомощи и медицины катастроф.

 

Тернопольская область.