Готовя кардинальные изменения в системе здравоохранения, об этом забыли
 
Реформа медицинской отрасли Украине нужна. Медлить с изменениями было уже нельзя. Однако отрасль нуждалась во взвешенном переформатировании как структуры, так и потоков финансирования. Надо было семь раз отмерить, один — отрезать. Однако это сделать забыли. Отсюда и неудовольствие населения изменениями в медицинской отрасли, предложенными сверху.
— Проблема в очень быстром внедрении этой реформы. Нужно было в первую очередь все четко и взвешенно продумать. Чтобы менять систему, должны были просчитать, какая сеть медицинских заведений нужна, где они должны располагаться и сколько это будет стоить. То есть теоретически понять, как будет работать слаженная система здравоохранения. Этого, к сожалению, сделано не было, — комментирует ситуацию «Голосу Украины» координатор проекта «Реформа системы здравоохранения в Украине», ведущий эксперт Института экономических исследований и политических консультаций Александра Бетлий. — К тому же было очень мало информации для населения. Даже в пилотных регионах.
Таким образом, реформа стартовала, а ее атрибуты опаздывали. Не везде успели создать новую структуру семейной медицины, не хватало кадров, транспорта, медицинского оборудования и лекарств. Это вызвало возмущение населения да и самих медицинских работников, которым до конца не объяснили, что происходит и ради чего. Сначала наломали дров, а потом пытались решать проблему. Скажем, Днепропетровская и Винницкая области хотели выполнить план реформы полностью. А Донецкая — действовала по сокращенному варианту.
Старая система здравоохранения базировалась на том, что финансировалось медицинское учреждение, а не предоставленные услуги. Как результат, врач не заинтересован качественно обслуживать пациента. Реформу внедряют для того, чтобы повысить качество медпомощи, обеспечить лучшую доступность к ней и к медикаментам, объясняет эксперт.
На первом этапе регионы должны были разграничить первичное и вторичное звенья предоставления медицинской помощи. Первичное звено — это участковые терапевты, педиатры, семейные врачи. То есть специалисты, к которым человек обращается, когда болеет. Должны были создать центры медико-санитарной помощи с сетью семейных амбулаторий. А вторичное звено — это узкие специалисты.
Однако отсутствие информационной кампании привело к недоразумению даже среди медицинских работников. По словам Александры Бетлий, среди узкопрофильных врачей много недовольных. Ведь первичное звено профинансировано на этом этапе лучше. Семейникам повысили зарплату, они начали получать 4—5 тысяч гривен, им создали условия для работы лучше.
А вот среди представителей вторичной происходят сокращения.
— Узкий врач должен быть практиком, а не теоретиком. В поликлиниках, например, много хирургов, которые никогда не оперировали. Поэтому должна произойти реструктуризация поликлиник в клинико-диагностические центры при больницах, — говорит собеседница.
Она считает, что финансирование изменений в медицине происходило не на надлежащем уровне. Даже в пилотных регионах оно составляло примерно 65 процентов. Это свидетельствует о том, что отрасль, к сожалению, пока не является приоритетной.
По мнению координатора проекта «Реформа системы здравоохранения в Украине», ведущего эксперта Института экономических исследований и политических консультаций Александры Бетлий, еще рано распространять этот эксперимент на всю страну.
Может страховая медицина поможет реформе?
— Сегодня рано говорить о введении в Украине обязательного медицинского страхования, — говорит эксперт. — Во-первых, начисление на оплату труда уже достаточно высокое. Да еще налог на медстраховку в размере 5—6 процентов будет непосильным для большинства украинцев. Во-вторых, нельзя вводить страховую медицину в систему здравоохранения, которая работает еще по старым правилам. Это будет полный хаос. Ни одна страховая компания не захочет финансировать такое количество стационарных коек, которые есть сегодня. Его надо сократить на 30 процентов. А врачей научить работать по-новому, учитывая оплату конкретных медицинских услуг и их качество.