Когда в Запорожье почти мгновенно сошел последний снег, выяснилось, что многие улицы города (и совсем не второстепенные, с напряженным движением общественного транспорта) напоминают, скорее, трассу для гонок на выживание, чем дорогу с асфальтированным покрытием. Это вылазит боком очень популярный в Запорожье ямочный ремонт проезжей части.

Бюджет как улучшения, так и стабильности

А, собственно, куда от него, именно от такого ремонта, сегодня деться? Ведь на что-то существеннее и капитальное всегда нет средств. И это, в общем, правда. Хотя, казалось бы, в бюджете города немалые деньги заложены (его доходная часть — свыше 2,8 млрд. гривен), но их почему-то катастрофически не хватает на самое необходимое, в том числе и дороги.

Кстати, — о запорожском бюджете. Его приняли еще 24 декабря. В отличие от Киева, где для принятия «неважного», как заявили, городского бюджета понадобилось почти два лишних месяца противостояния и семь автобусов с «Беркутом», в Запорожье все значительно спокойнее. Если здесь и пикетируют горсовет, то чаще всего — против Международного валютного фонда (потому что более актуальных проблем не видят), а когда голосуют, то почти полным «одобрямсом». Хотя с бюджетом этого будто не вышло — оппозиция (она в горсовете имеет сугубо символическое представительство) демонстративно не голосовала. Все прочие (76 голосов), после имитации каких-то дебатов, проголосовали «за».

Хотя спасибо и за дебаты, потому что могли бы, как всегда, проголосовать «пакетом». Тем временем аргументы фракции «Батьківщина» против предложенного бюджета на этот раз были очень убедительными. Дело в том, что последний предусматривает рост в 2013 году зарплат в городе аж на 22 процента (в 2012 году этот показатель, по данным оппозиции, составлял лишь 7 процентов). «Где мы возьмем эти деньги, когда заводы останавливаются, а количество работающих — сокращается?» — спросил бывший лидер фракции «Батьківщина» в городском совете Виктор Острянский. Председатель комиссии горсовета по вопросам социального и экономического развития, бюджета и финансов Виктор Великий на это ответил, что нас, дескать, ожидают улучшение и стабильность. И при этом, отдадим ему надлежащее, и не улыбнулся.

В дело вынужден был вмешаться городской голова Александр Син: «Я уже неоднократно говорил, что не поддерживаю ту панику, которую подняли по всей стране по поводу бюджета 2013 года... Да, у нас есть риски по завышению доходной части, но также есть гарантии по среднесрочным заимствованиях, которые поступят в случае неперевыполнения доходной части бюджета. И это не наша проблема, это проблема разбалансированности госбюджета. Последствиями существования скрытого дефицита госбюджета являются те же непроплаты казначейства, которые мы сейчас наблюдаем... Словом, оснований не принимать бюджет у нас нет, потому что мы знаем, как с ним жить»...

В свою очередь, Виктор Великий подчеркнул, что, в отличие от прошлого года, бюджет Запорожья-2013 предусматривает полную гарантию заработной платы работникам бюджетной отрасли. Добавим, что в смете города в 2012 году было заложено всего 11 зарплат вместо двенадцати. 

Кто кого финасирует?

Собственно, если и в самом деле рассматривать бюджет этого года, то можно согласиться и с городским головой, и с председателем бюджетной комиссии, и с заместителем городского головы, директором департамента финансовой и бюджетной политики городского совета Валентиной Малыш. 

Запорожье в этом плане традиционно максимально обобрали. Как мы отмечали выше, в 2012 году не хватало денег даже на 12 зарплат работникам бюджетной отрасли, но 120 миллионов из бюджета города таки изъяли. В этом году сумма изъятий составляла уже 200 миллионов! То есть имеем 65% рост...

Именно вокруг этого вопроса оппозиция и пыталась повести разговор. Однако делала это как-то нерешительно, и «мятеж на корабле» был подавлен. И вот почему. Хорошо сохраненная в Запорожье украинская советская номенклатура изысканностью политических или пропагандистских идей не блещет. Поэтому наряду с «угрозой» 

НАТО, «языком» и «славянским единством», еще и постоянно тычет пальцем в сторону областей Западной Украины со словами: «Мы их кормим!». И так уже 20 лет подряд...

А тут появились данные «Лаборатории законодательных инициатив», полученные в результате анализа информации Государственной казначейской службы в 2010—2011 годах. Согласно им, например, на 8,4 млрд. гривен дотаций, полученных в 2011 году Донецкой областью (27% от всей суммы уплаченных госбюджетом дотаций), Запорожская область получила аж 62,8 млн. гривен (0,2%). Из-за этого последняя избирательная кампания на Запорожье имела основным своим лозунгом то ли требования, то ли обещания «бюджетной справедливости».

Не иначе как исходя из реализации программы уже упомянутой «бюджетной справедливости» Запорожский городской голова в интервью одной из местных газет, в частности, заявил: «Для этого нам нужно усилить свои позиции в Киеве. Это можно сделать, когда Партия регионов наберет в Запорожье большинство голосов, а ее кандидаты станут народными депутатами Украины. Тогда мы получим мощное лобби в Верховной Раде, обеспечим наше представительство в каждом парламентском комитете и таким образом будем защищать интересы города. Что, кстати, успешно делают наши соседи — Донецк, Луганск, Харьков и Днепропетровск».

Наверное, именно из таких соображений город был обвешан бигбордами с портретом городского головы и призывом: «Голосуя за Партию регионов, вы голосуете за развитие Запорожья!». Правда, произошло это где-то дней за десять до выборов, когда А. Син специально ради этого взял отпуск, чтобы уже легально агитировать за партию, городскую организацию которой он с недавних пор возглавляет. До этого (перед выборами октября 2010 года) он с таким же успехом руководил городской организацией «Батьківщини».

Обманутые ожидания

А тут выяснилось, что как-то и не пахнет «бюджетной справедливостью». И не только в плане рекордных изъятий из городского бюджета, иллюзорных контрольных цифр роста зарплат и т. п. Главное, что экономика Запорожья последовательно и упорно идет ко дну. И не только «благодаря» убийственному для металлургии хроническому мировому кризису (который для нас никогда не заканчивался), а прежде всего из-за рукотворных препятствий работе еще недавно вполне успешных запорожских предприятий (мы о них, в частности, о Запорожском заводе ферросплавов, не раз писали). И все многочисленные обещания решить проблемы заканчиваются ничем. Даже, заметим, в случае принятия специальных правительственных постановлений, которые наглым образом саботируют уже четвертый месяц.

И здесь руководители и области, и, особенно, города Запорожья стали настоящими заложниками ситуации. Ведь как-то протестовать, что-то публично требовать в Киеве не позволяет партийная дисциплина (а А. Сину — еще и «сожженные мосты»). А работать нормально не дает тотальное отсутствие денег. Как сообщил «Голосу Украины» председатель бюджетной комиссии Виктор Великий, главным успехом бюджета-2013 пока является то, что после Рождества прошли первые проплаты через Госказначейство. На этом все комментарии бюджета с его стороны фактически и закончились. Потому что, в отличие от других городов Украины и даже области (в частности, — Бердянска), в Запорожье является большой тайной всем известное фактическое блокирование Госказначейством счетов органов местного самоуправления. Хотя справедливости ради заметим, что о нем, например, А. Син все же несколькими словами высказался. Но никакой конкретики!Теперь все надежды на то, что упомянутые деньги удастся «освободить» где-то в марте—апреле. Именно тогда Запорожье и посетит хоть некоторая (возможно, что и бюджетная) справедливость. Хотя все меньше даже фанатов упомянутого предвыборного лозунга верят в его реализацию.

Словом, на родине Днепрогэса начинают брать на вооружение лозунг одесситов образца 1930-х годов «За что боролись...». И действительно — за что?

 

Запорожье.

Рис. Алексея КУСТОВСКОГО.

ЦИФРА

Официально сумму заблокированных казначейством денег никто в Запорожье не назвал, а неофициально она составляла, как минимум, 140 миллионов (из них 120 млн. из так называемого спецфонда — штрафы и аренда земли и имущества).

Факт

Бюджет Запорожья действительно социальный, уже хотя бы потому, что 85 процентов городских денег выделяют на образование, здравоохранение и культуру, то есть в основном на обеспечение зарплат в этих отраслях. Однако это не доблесть, а беда нашего местного квазисамоуправления, налоговая база которого сужена вне всяких пределов, а так называемых делегированных полномочий существует столько, что ими хоть пруд пруди.