Если верить законам, практически ни одно решение, касающееся изменения социальной инфраструктуры села, не может быть принято без согласия местной громады и властей. И очень часто такое согласие дается на закрытие школы, клуба или реформу лечебного заведения. Но люди делают это не так по доброй воле, как из осознания полной беспомощности, понимая, что их решения — формальность. Если уже в верхах задуманы реформы, то они рано или поздно дойдут до низов. И получается, что все разговоры о том, что местное самоуправление — краеугольный камень в развитии государства, далеки от реалий? Поразмышлять над этими проблемами мы решили вместе с сельским головой из Хмельницкого района Николаем МАРЕНКОМ.

 

На больнице вывеску сменили, а «скорую» не отдали

Малиничский сельский совет ничем особенным не отличается от остальных на Хмельнитчине. Поэтому все проблемы, от бюджетных до организационных, с которыми сталкиваются сотни других, знакомы и здесь. Но потому и интересно посмотреть на них изнутри, ведь они — типичны.

На Малиничи, Кудринцы и Рыжулинцы, объединенные в один сельсовет, приходится вместе восемьсот дворов. Даже несмотря на то, что села находятся недалеко от областного центра, демографический бум здесь не наблюдается давно. Весной в местной школе будет лишь семь выпускников. Никто и не сомневается, что все они поедут учиться в разные города. А о возвращении домой с магистерскими дипломами вряд ли кто мечтает. Разве что к бабушке в гости на свежее молоко или когда ягоды поспеют.

Из-за таких тенденций,  как ни досадно, но приходится признать: для села теперь не так важны молодежные проблемы, как те, что связаны с пенсионерами и их здоровьем. И тут чуть ли не на первом плане — медицинское обслуживание. Несмотря на то, что в паре десятков километров находятся районная, городская и даже областная больницы, местная участковая всегда пользовалась не меньшей популярностью. Сначала она была рассчитана на 35 мест. Но тенденции к сокращению в системе здравоохранения зародились не сегодня. Лет десять назад во время очередной «оптимизации» количество коек сократилось почти в два раза. Хотя на самом деле количество пациентов все это время оставалось практически неизменным.

— Зимой в стационар не так просто попасть, — рассказывают местные жители. — Кому подлечиться нужно, а кому пережить под наблюдением непростые холодные времена. И теперь там находятся не меньше тридцати человек. Людям удобно: зачем ехать в районную больницу, когда отсюда и домой ближе, и врачи и медсестры свои, хорошо знаем друг друга...

До сих пор масштабные медицинские реформы до Малиничей не доходили. Но теперь они и тут становятся реалиями. В селе уже не будет участковой больницы, она будет значиться лишь как филиал центральной районной.

— Прежде финансирование нашей больницы осуществляли через сельсовет, но вот уже два года, как такая практика в стране прекратилась, — рассказывает сельский голова. — Теперь деньги идут через районное учреждение. Но, думается, это только ухудшило ситуацию. Ведь за это время в больнице практически ничего не было сделано, обновлено, отремонтировано... А вот когда финансами занимался сельсовет, мы таки старались отыскать средства и для ремонтов, и хотя бы для небольших, но все же покупок. Имея такой опыт «централизации», в Малиничах решили, во что бы то ни стало защитить свою машину скорой помощи, ведь чуть ли не наиболее масштабные новации ожидают именно этот сектор медицины.

— Прошлой осенью больнице, благодаря стараниям районных властей, таки удалось получить новую машину, — продолжает Николай Маренок. — Теперь она обслуживает не только нашу, но еще и два соседних сельсовета. Новой машине не нарадуются пациенты и врачи. Поэтому, когда услышали, что ее планировали подчинить областной станции экстренной медпомощи, решили уговорить, чтобы «скорую» от нас не забирали. Потому что одно дело — когда сам хозяин беспокоится о своем, и совсем другое — когда приходится пользоваться тем, что тебе не принадлежит.

Свою копейку на пустяки не потратят

Сельский голова твердо убежден, что всеми средствами, которые необходимы для социальной инфраструктуры села, должны распоряжаться не разные отраслевые ведомства, а именно сельсовет. Ни подобные соображения, ни даже практика такой работы — не новость в местном самоуправлении. За пятнадцать лет своего председательства Маренок испробовал, что называется, на собственном опыте, разные подходы. Конечно, самая большая проблема — наполнить сельскую казну, потому что как и раньше, так и теперь средств не хватает, а сельсовет был и остается дотационным. И все же в селе убеждены: на местах виднее, чем из районных и областных кабинетов, куда и какие деньги направить.

— А за то, что они пойдут не по назначению, не нужно переживать, — убежден голова. — Потому что чаще всего приходится не раздавать, а именно собирать их, надеясь на помощь, арендаторов, спонсоров и благотворителей.

Вместо того, многие нынешние правила не только не стимулируют местные власти к экономной работе, но вводят в лишние расходы. За примером далеко ходить не надо. Например, задумает голова поменять старые окна в сельсовете. Если делать все экономно и по-хозяйски, то можно в пару тысяч вложиться и за пару часов смастерить. А если по закону — то расходы вырастут в несколько раз. А о времени уж и говорить не приходится. Потому что сначала необходимо изготовить сметную документацию, потом провести несколько ее экспертиз, включая и строительную. Затем — конкурсные закупки, тендеры на выполнение работ... Словом, еще до начала ремонта сумма набежит немалая. И создается впечатление, что никому этих денег не жаль, потому что и вправду, не из своего кармана их выделяют, а из бюджетного. А не было ли бы проще нанять кого-то из местных рабочих, которые в считанные часы все сделали бы? К тому же — дешево и качественно.

Бумажных инициатив с каждым годом все больше

Сельские руководители — как между двух огней: с одной стороны, — бюджетный дефицит, с другой — запрет всякой инициативы. Как выжить в таких тисках? Неудивительно, что у многих в такой ситуации просто опускаются руки, и вся работа замирает. И только самым смелым и предприимчивым удается обходить эти финансово-бюджетные рифы. За несколько каденций своего председательства и малиничскому сельскому голове пришлось пережить всякое. Теперь уже вспоминаются, как далекая история, времена, когда вместо пенсии развозил людям по селу крупу и муку. Или когда месяцами не могли получить денежную помощь на детей. Все эти истории из самых тяжелых кризисных годов понемногу начали забываться, а в жизни добавились-таки положительные моменты. Да и нынешние пенсии и зарплаты, как ни тяжело их заработать, не сравнить с прошлыми. Если быть объективным: жизнь идет вперед и приносит пусть не такие быстрые, как хотелось бы, но все же хорошие перемены каждому. Несмотря на это, нельзя не заметить, что за такое же время жизнь сельской громады не стала ни богаче, ни свободнее. Она так и не получила право, а верней, — финансовую возможность решать свои проблемы, быть инициатором тех или иных перемен, влиять не то что на глобальные общегосударственные события, а хотя бы на жизнь своего села.

Хотя, судя по тому, сколько законов, распоряжений и нормативных актов регламентируют эту жизнь, сколько реформ, проектов и инициатив спускается сюда, может создаться впечатление, что именно сельская громада находится под особым вниманием и опекой властей и государства. Чтобы убедиться в этом, следует лишь взглянуть на папку входной документации, которая есть в каждом сельсовете. В Малиничах называют свои цифры. Еще с десяток лет назад таких входных циркуляров набиралось около двухсот в год. Тогда казалось: выполнить каждую новую инструкцию, письмо или требование, поступающие почти каждый день, практически невозможно. Теперь о таких объемах работы вспоминают лишь с ностальгической улыбкой.

Нельзя сказать, что все они — лишь бумажный бюрократический вихрь, который проносится над селом. Наоборот, многие из них прямо или косвенно затрагивают все те реформы, изменения и нововведения, которые в последние годы декларирует правительство, а потому требуют серьезной и очень тщательной разработки. Вот если бы еще к этим документам не то чтобы армию квалифицированных специалистов, а хотя бы своего юриста, экономиста, нотариуса, землеустроителя... И еще бы немного денег в казну. Тогда можно было бы вести речь о том, что громада во главе со своим головой активно развивает свое село или городок и тем самым развивает все реформы и идеи, движет страну вперед.

А пока этого нет, многим остается исполнять роль немых наблюдателей, живущих в ожидании новых инструкций и распоряжений. В которых так и не прописано, как реально сделать шаг к лучшей жизни.

 

Хмельницкий. 

На снимке: сельский голова села Малиничи Хмельницкого района Николай Маренок. 

Фото автора.

ФАКТ

Очень часто даже малейшая инициатива снизу сразу расценивается как финансовое нарушение. Так кому из местных руководителей захочется подвергаться опасности?

Справка

В прошлом году сельсовет получил до полутора тысячи (!) входных документов. Немалая часть из них требует выполнения, отчета и контроля.