Все чаще, спеша по делам или просто прогуливаясь по городу, невольно можно стать свидетелем такого необыкновенного молодежного явления, как флешмоб. Именно так по-современному называют различные акции при участии большого количества людей. Участники флешмобов собираются в определенном месте и начинают внезапно выполнять обусловленные действия, что не может не привлечь внимание прохожих. Таким образом молодежь пытается осветить острые общественные проблемы, вызвать искреннее удивление или просто подарить окружающим отличное настроение на весь день.

Ярко, быстро, спонтанно

Уникальная идеология явления флешмоба не имеет аналогов в мировой истории. Само слово «флешмоб» — от английских «flash» — «миг» и «mob» — «толпа», дословно: «мгновенная толпа». На самом деле флешмоб — это заранее спланированная массовая акция в каком-нибудь общественном месте: например, на улице, в магазине или на вокзале. Организация таких мероприятий осуществляется путем телекоммуникации, социальных сетей или с помощью электронной почты. Новость о запланированной акции с неимоверной скоростью разлетается по Интернету, вербуя потенциальных участников.

В виртуальном мире «мобберы» или «флешмобберы» — именно такими модными словами называют себя их участники — детально обсуждают сценарий и договариваются о встрече. Как правило, мобберы после акции быстро расходятся по своим делам, как будто ничего и не было. Отсюда — основные правила флешмоба: спонтанность действий и запрет привлекать внимание к себе как участнику, точное следование сценарию и быстрое исчезновение с «места происшествия».

Рассчитано оригинальное действо на случайных зрителей, вызывая у них непонимание, заинтересованность и даже побуждая к участию. У организаторов флешмоба могут быть разные цели.

Назад в прошлое:  откуда все пошло

Флешмобы возникли сравнительно недавно — около десяти лет назад. В 2002 году была опубликована книга социолога Говарда Рейнгольда «Умные толпы: следующая социальная революция». В ней автор предвидел, что люди будут использовать для самоорганизации новые коммуникационные технологии (Интернет и мобильные телефоны). Так и произошло: именно наличие удобных и быстрых средств связи позволило флешмобу стать популярным явлением почти во всем мире.

Первый официальный флешмоб состоялся 17 июня 2003 года. Организовал его Билл Уосик — тогдашний главный редактор «Harper’s Magazіne». В социальном эксперименте участвовали 150 человек (по другим источникам — около двухсот), которые не знали друг друга. Правда, флешмоб был довольно странным: мобберы собрались вокруг дорогого ковра в мебельном отделе универмага и начали говорить продавцам, что живут вместе на складе на окраине Нью-Йорка и пришли купить «Коврик Любви».

Затея понравилась общественности — и уже через несколько дней волна массовых акций прокатилась по Америке и Европе.

Первые украинские флешмобы состоялись 16 августа 2003 года в Киеве и Днепропетровске одновременно, 23 августа — в Одессе.

Ежегодно в мире проходят сотни разнообразнейших акций. В странах СНГ это явление получило сильное развитие в плане идеологии. В Беларуси, например, возникли политические флешмобы, в Украине и России появилось движение монстрации (массовая художественная акция — демонстрация с транспарантами и лозунгами). Можно без сомнения утверждать, что флешмобы стали частью современной культуры!

Самые оригинальные и удивительные акции

Цель некоторых флешмобов — привлечь внимание общественности к экологическим или общественным проблемам, других — поразить случайных зрителей и вызвать искреннее удивление или рассмешить и поднять настроение. Вот подборка наиболее удивительных флешмобов, которые проходили или проходят с определенной периодичностью.

Флешмоб для Опры Уинфри. Один из самых массовых флешмобов в истории состоялся в 2010 году в Чикаго на открытии нового сезона шоу известной телеведущей Опры Уинфри. Для гостей праздника пела группа «Black Eyed Peas», даже не подозревая, что участвует в заранее спланированной акции. Когда певцы начали исполнять песню «І Gotta Feelіng», зрители вели себя как всегда. Выделялась лишь одна девушка в первом ряду, она активно прыгала и постоянно размахивала руками. Однако постепенно к ней начали присоединяться другие люди. Танцующих становилось все больше, а к середине композиции вся толпа зрителей (около 21 тысячи!) стала единым «организмом». Опра Уинфри была в восторге и снимала флешмоб на камеру телефона. Позже она призналась, что ничего лучше никогда в жизни не видела, и искренне поблагодарила организатора акции — хореографа Майкла Грейси.

Невидимые собачки в Бруклине. Нью-Йоркское сообщество «Іmprove Everywhere» часто организовывает разные флешмобы. Самый известный состоялся в сентябре 2009 года, когда на улицах Бруклина появились около двух тысяч людей с... невидимыми собаками. Идея акции возникла, когда на заброшенной игрушечной фабрике нашли много поводков для невидимых домашних любимцев. К ошейникам была прикреплена жесткая основа, которая позволяла им висеть в воздухе на поводке. Мобберы придумали для невидимых собачек имена и даже характеры. В результате некоторые собаки мирно гуляли рядом со своими хозяевами, но нашлись и такие, которые рылись в кучах мусора или даже гонялись за велосипедистами. Флешмоб подарил много положительных эмоций жителям города. Недовольны были лишь владельцы зоомагазинов: на них обрушился шквал заявок от желающих приобрести невидимого домашнего животного.

Массовая гибель людей в Швейцарии. Этот ужасающий флешмоб, который невольно перенес зрителей в фильм ужасов, организовало швейцарское отделение «Гринпис» в знак протеста против разработки ядерного оборудования. Акция была направлена на то, чтобы показать, чем ядерная энергетика грозит человечеству. Несколько сотен мобберов собрались на остановках автобусов, в подземных переходах и на детских площадках. И вдруг все эти люди замертво упали на землю. Прохожие были настолько шокированы, что мало кто находил в себе силы броситься на помощь или вызвать скорую помощь. «Жертвы» жестокого флешмоба хватались за сердце, плакали, впадали в ступор и даже убегали... Организаторам того флешмоба действительно удалось привлечь внимание общественности к ядерным проблемам.

Экоэксперимент. Эта массовая акция была направлена на то, чтобы обратить внимание общественности на проблемы утилизации пластиковых отходов. Флешмоб организовали в торговом центре Квебека (Канада). Все началось с того, что один мужчина присел возле мусорника завязать шнурки и, как будто случайно, оставил на полу пластиковую бутылку. Посетители торгового центра проходили мимо: кто-то видел мусор, а кто-то делал вид, что не замечает его. В конце концов, нашлась молодая блондинка, которая потратила несколько секунд и выбросила бутылку в мусорник. В награду девушка получила аплодисменты десятков людей. Мобберы соскочили со своих мест, одели красные кепки и окружили героиню эпизода. К овации присоединились и прохожие, которые ничего не знали о флешмобе.

В метро без штанов. Эту ежегодную эксцентричную акцию организовывает группа мобберов из Нью-Йорка. Сначала в смешном действе участвовали лишь несколько человек, но со временем флешмоб стал привлекать все больше мобберов из разных стран. Самое большое количество участников присоединились к акции в США, Мексике и Великобритании. Суть флешмоба в том, чтобы доехать на метро до своей станции без нижней части одежды (штанов, юбки, шортов и    т. п.), сохраняя при этом серьезное выражение лица. По словам организаторов, цель такого действа — желание вызвать искреннюю улыбку и повеселить окружающих. Впрочем, реакция зрителей, как правило, — разнообразная: от веселого смеха до осуждающего взгляда.

Брейк-данс беременных. Такие флешмобы в 2008 году прошли в Париже, Лондоне, Берлине и Канаде. Несколько десятков женщин на поздних сроках беременности собирались в многолюдных парках, чтобы станцевать брейк-данс с элементами акробатических трюков. Случайные зрители были шокированы и хватались за голову. Но смелые танцовщицы преследовали благородные цели. Исполнение таких трюков могло серьезно угрожать еще не родившимся малышам и символизировало бедность. А сам флешмоб проходил в знак поддержки беременных из стран третьего мира, которые не получают надлежащей медпомощи во время вынашивания ребенка и рожают без акушерок в нестерильных условиях.

Мобберы-патриоты

В Украине ежегодно проходит много разнообразных массовых акций. В последнее время, принимая во внимание ситуацию в стране, особенно популярны патриотические желто-синие флешмобы. Так, жители аннексированного Крыма устраивали интернет-акцию: рядом с пропиской в паспорте они фотографировали листы с текстом «Крым хочет домой». А одесситки показывали, что они настоящие украинки, одевшись в желто-синие платья и выйдя в центр города.

В Одессе также развернули самый большой в Украине государственный флаг: километровое полотнище реет на эстакаде в районе морского порта. В свое время прошел патриотический флешмоб и в Донецке: в парке Щербакова мобберы раздавали прохожим желто-синие шары и ленты. Проводили флешмоб за единство государства и работники Министерства иностранных дел: они выстроились в форме карты Украины и запели гимн. А в Ивано-Франковске свыше двух сотен молодых девушек в венках и с желто-синими лентами брались за руки, образовав слово «Крым». Почти 15 минут участники флешмоба скандировали лозунг «Крым — это Украина», а после — собрали желто-синие сердца в коробки и передали их в воинские части.

Прокатились по всей Украине и флешмобы против российских товаропроизводителей. Волна акций с лозунгом «Российское убивает!» имела цель донести до людей, что, покупая эти товары, они спонсировали аннексию Крыма, а теперь помогают отобрать Восточную Украину. Молодежь располагалась в супермаркетах и падала на пол с товарами российского производства и антипутинскими плакатами.

Не новы для нашего государства и флешмобы-«обнимашки». Участники собираются на Пешеходном мосту с плакатами «Обними меня», «Обниму бесплатно», «Хочу обниматься», «Ищу твои объятия» и обнимают всех желающих, а потом запускают в небо много шаров.

Справка

Иксмоб — это неординарный флешмоб, который проводится в целях эксперимента.

Лонгмоб — акция, которая длится несколько часов или даже дней.

Смартмоб — «умная толпа» — флешмоб с идейным подтекстом.

«Флешмоб-«обнимашки». 

Фото с сайта www.vk.com.

 

«В метро без штанов». 

Фото с сайта www.vopros.ua.

«Брейк-данс беременных». 

 

Фото с сайта www.novate.ru.