До трети электроэнергии может сэкономить Коритнянская школа Ужгородского района, если заменит на кухне старые советские плиты. Так уже поступили в Середнянской ООШ. А еще здесь поменяли помпу в системе теплоснабжения, объяснили ученикам, сколько денег тратится впустую, если не закрывать двери, краны, не выключать свет. В школе села Есень — такая же ситуация. Эти три учебных заведения приняли участие в проекте «Школы шагают к энергосбережению», который внедрялся в Закарпатской области с сентября 2011-го по июль нынешнего года при финансовой поддержке Швейцарской Конфедерации.

Опытом, который накапливали на протяжении года, руководители школ района, научных учреждений, общественных организаций делились на заключительном семинаре, который состоялся на базе Середнянской общеобразовательной школы І—ІІІ ступеней. Началось мероприятие с осмотра выставки работ учеников трех модельных школ проекта — конкурсных изделий из пластиковых бутылок «Вторая жизнь пластика», рисунков и рефератов на тему энергосбережения (на снимке).

Реально экономить электроток — не сложно. Ведь на примере этих школ специалисты выяснили: только ремонт замков уменьшает потери тепла зимой на 20 процентов. А еще нужно не забывать выключать свет, следить, чтобы вода зря не текла из кранов... Это простые вещи, которые можно делать без донорских средств, — отмечают в ОО «Форза».

Диана Демко, заместитель директора по воспитательной работе Коритнянской школы, довольна проектом. Рассказывает, школа ждет культурного отношения учеников к энергосберегающим технологиям. «Надо менять не только внешний фасад школы или внутренний интерьер, но и сознание,  — комментирует руководитель. — Подмечу также, что такой простой прием, как установление зарадиаторного экрана, дает экономию 9 процентов тепла в помещении. Замена электроплит (это планируем сделать) сэкономит 30 процентов потребления электроэнергии».

На плитах уже экономит Середнянская школа. Их в рамках проекта здесь установили недавно. Андрей Югас, директор школы, рассказывает: «Плиты у нас стояли еще советские, астраханские. Их было две — с тремя конфорками. На них ежедневно уходило по 120 кВт. На замене сэкономим существенно. Кроме того, в рамках проекта мы заменили насос, с помощью которого отапливались корпуса школы, установили новый, не такой мощный, но экономия расходов — 10 процентов. За счет только этих переоборудований сэкономим 1500 кВт ежемесячно. Мы рады, что наша школа попала в этот проект». Зарадиаторные экраны, светильники с энергоэффективными лампами и другие новшества позволят Середнянской ООШ сэкономить 16 тыс. кВт или 30 процентов электроэнергии, и 17,4 тыс. куб. метра или 27,9 процента природного газа, и сэкономить свыше 82 тыс. гривен или 27 процентов средств, затрачиваемых на годовую оплату за эти энергоносители. Более того — такое уменьшение расходов энергоресурсов в модельной школе будет способствовать сокращению выбросов парниковых газов на 9000 килограммов ежегодно или на 21,5 процента по сравнению с объемами выбросов до внедрения упомянутых мер и улучшению экологической ситуации вокруг школы. 

Относительно энергоэффективности самих зданий школ, то было отмечено: сегодня у директоров нет никакого стимула для улучшения ситуации с энергоэффективностью, поскольку в связи с действующей системой бюджетного финансирования и определения лимитов потребления энергоресурсов, руководству просто невыгодно повышать энергоэффективность школы. Поэтому дискуссия сосредоточилась вокруг вопроса о необходимости изменений в системе и механизмах бюджета по введению финансовых стимулов. А это уже касается принятия новшеств на общенациональном уровне. И все же — важно инициировать такие изменения сначала хотя бы на уровне районов и области, а дальше — обращаться к высшестоящим органам власти.

В конце продемонстрировали короткий видеосюжет «Один день Сони. Советы по энергосбережению». Это видео получили все участники семинара для использования на уроках по энергосбережению.

Ирина БРЕЗА, Василий НИТКА.

Ужгород.

Фото пресса-клуба «Ужгород».

СПРАВКА

Проект «Школы шагают к энергосбережению» был нацелен на повышение энергоэффективности в трех модельных школах Ужгородского района с последующим распространением наработок и результатов среди других школ района и области. Несмотря на непродолжительный срок внедрения, проект имел комплексный характер и включал следующие группы мер, как: 1) проведение энергоаудита и разработка рекомендаций по повышению энергоэффективности в трех модельных школах района; 2) разработка плана мероприятий по энергосбережению рабочими группами из числа работников школ; 3) разработка планов уроков по энергосбережению и энергоэффективности для учеников разных классов и проведение уроков в модельных школах проекта; 4) разработка рекламных материалов, печать и распространение среди школьников, меры по повышению осведомленности населения в вопросе энергоэффективности разными СМИ, распространение информации о результатах проекта; 5) проведение общешкольных мероприятий по энергосбережению; 6) повышение энергоэффективности трех модельных школ путем выполнения приоритетных задач плана мер по энергосбережению, разработанного в школах.