Эксперт "Голоса Украины"

Олеся Островская-Лютая — руководитель проектов по направлению «Культурное достояние» Фонда Рината Ахметова «Развитие Украины», куратор современного искусства (около десяти лет), член правления Фундации «Центр современного искусства». Автор многочисленных публикаций на художественную тематику. Читала лекции в Школе искусства и медиа-дизайна в Цюрихе, на факультете искусств, дизайна и художественного образования в Стокгольме. Организовала более 80 художественных выставок, 8 кураторских проектов. Окончила Киево-Могилянскую академию.

Куда податься: в древние профессии или те, которые только приживаются в Украине? С другой стороны, как быть, если диплом уже есть, а хочется чего-то вдохновенного вне работы? В этой рубрике «Фишка» знакомит вас с интересными тенденциями рынка труда. О кураторах современного искусства — устами эксперта.

 

Кто такие кураторы. Как художник создает художественное произведение, так и куратор создает выставку, как целостность, какую-то историю. Он выбирает художников, дает им площадку для высказывания, сотрудничает с ними и невольно формирует художественный процесс. Это не означает, что кураторы — люди недоброжелательные и пытаются кого-то выделить. Они очень обижаются, когда о них говорят «организовывают выставки». Кураторы создают выставки. Очень часто их сравнивают с театральными режиссерами. Иногда кураторам приходится продюссировать, отчитываться в бухгалтерии, искать деньги на проект и т. п. В больших индустриях все разделено. Но в Украине иногда сливается в одном человеке, так как явление это новое. В Европе фигура куратора начала формироваться в 60-х.

Профессия в Украине. Появилась приблизительно в 1993 году. Тогда очень мало людей так себя называли, но и искусство было более маргинальным, чем теперь. Сейчас у нас немного кураторов. Мне сложно назвать даже десять имен. Если считать мерилом международное признание, то таких у нас нет. Прерванное развитие кураторского поколения нередко заключается в низких заработках. Как и художник, это часто становится профессией для тех, кому до 30-ти. Чем больше ответственности, тем больше люди зависят от заработков. Потом приходит новое поколение молодежи. Я бы сказала, что сейчас в Украине формируется «третья волна» кураторов. Но четкого разделения между поколениями не вижу: прошло мало времени.

Где поучиться. В Украине художественное образование — в очень плохом состоянии. Не только для кураторов — для художников тоже. По развитию оно находится где-то в 1950 году. Это связано с советским наследием, когда существовал соцреализм и другие формы не изучались. Материалы за все эти годы нельзя так легко и быстро усвоить. Даже в Польше ситуация в академии искусств не блестящая. Еще одна проблема — незнание языков. Соцреализм — полноценное искусство, но один метод не заменит все. В наших академиях не изучают ни видео, ни фотографию. А кураторское образование — это как экстравагантность на периферии.

В Британии и Америке академическое кураторское образование появилось где-то в 80-х. Пионеры — Королевский колледж искусств в Лондоне и Барт Колледж под Нью-Йорком. Можно поучиться в Амстердаме, по программе de Appel (http://www.deappel.nl/cp/, Нидерланды), Франции или Италии. Правда, стипендию получить нелегко. Вообще любое гуманитарное образование позволяет человеку быть куратором: художественная критика, философия, литературоведение и т. п. Плюс простая рациональность.

Где попрактиковаться. Музеи: например, Национальный художественный, Художественный Арсенал и другие центры, малые неприбыльные организации. Я не очень верю в развитие куратора в коммерческой галерее, так как там необходимо в первую очередь продавать.

Нужные умения и навыки. В первую очередь — интересные идеи, свой взгляд на вещи, знания в какой-либо сфере. Еще — жизненный опыт, интеллектуальная смелость, организаторский дар. Кроме того, нужно уметь планировать, ставить цели, придерживаться дедлайнов. Это творчество в организаторских рамках. Куратор зависит от многих других людей и должен сделать так, чтобы все работали вместе. Полезно знать базовое финансовое планирование, фандрейзинг (поиск финансов, написание грантовых проектов, участие в грантовых конкурсах и др. — Авт.). Не обязательно самому писать картины.

Авторитеты. Харальд Зееманн (Швейцария), Понтус Хультен (Швеция), Дэвид Элиотт (Великобритания, работает над ARSENALE — первым украинским биеннале современного искусства, который откроется в мае в Киеве. — Авт.). Анда Ротенберг и Артур Змиевский (Польша), Виктор Мизиано (Россия), Катрин Давид (Франция) и прочие. Из украинских я бы посоветовала работы объединения «Худсовет».

Оплата труда. Куратор делает несколько выставок в год. Получает гонорар — один-два раза. Поэтому оплата должна быть очень высокой, чтобы жить на эти деньги 12 месяцев. Если кто-то делает выставки каждые 2 месяца, не верьте ему. В Украине кураторы не получают таких гонораров, как в мире. Подобная ситуация не только у нас. Поэтому часто нужно иметь и ежедневную работу с зарплатой. Лучше схематическую, чтобы голова была свободной. Моя знакомая, талантливая художница, работала смотрителем на вокзале. Можно работать в музее, галерее, другом учреждении. Независимые кураторы, признанные в мире фрилансеры, так называемые звезды, должны получать десятки тысяч долларов за выставку, чтобы жить на эти средства год, два или пять лет, пока готовится выставка. В Украине гонорары в сфере искусства появились несколько лет назад. Не думаю, что кто-то живет только на них. Мои кураторские заработки никогда не превышали 500 евро. Но и художник редко получает более крупные гонорары именно за участие в выставке.

Схема работы над проектом. Самое важное — четкая идея. Потом — подбор художников. Впрочем, идея может родиться во время общения с ними или быть реакцией на их работы. Художников нельзя использовать как иллюстрацию, это должно быть сотрудничество, партнерство. Тогда рождается что-то целостное. Дальше думаем о бюджете, ищем деньги, работаем с пространством (оно должно «играть» с художественными роботами, не нивелировать их). Параллельно делаем каталог. Это появилось в Украине недавно: раньше  их не издавали, чтобы сэкономить. Каталог — компендиум (от лат. compendіum — сокращение. — Авт.) знаний, получаемых от выставки, он принципиально важен. Работаем с прессой, документируем проект (фото-, видеосъемка, аудиозаписи). Документация, кстати, — это моя самая слабая сторона: когда нужно фиксировать, мне кажется, что это страшное тщеславие. А через некоторое время становится ясно, что иначе бы выставка просто исчезла, ничего после себя не оставив.

Прогноз. Студенты художественных направлений еще не в курсе, какой рискованный путь они избрали. Хотя, принимая во внимание гибкость знаний, которые они получают, может, это намного рациональнее, чем быть экономистом, юристом или врачом. Тех очень много, не все квалифицированные и могут делать только то, что знают. Гуманитарное же образование дает намного больше возможностей для развития.

Общалась Анита ГРАБСКАЯ.

С выставки «Большая неожиданность» (Национальный художественный музей Украины, 2010 г.). Ее артефактом является окно, вырезанное во временной стене по центру, за которым видно скрытую статую Ленина.

Фото из личного архива Олеси ОСТРОВСКОЙ-ЛЮТОЙ.