Что необходимо противопоставить одной из опаснейших болезней современности, коей является на сегодня сахарный диабет? Как остановить быстрое распространение этого недуга, названного Организацией Объединенных Наций пандемией XXІ века? В первую очередь эти вопросы определили содержание дискуссии почти пятисот участников VІІІ съезда Ассоциации эндокринологов Украины, который в течение трех дней проходил в Киеве. Прокомментировать его итоги корреспондент «Голоса Украины» попросил директора ГУ «Институт эндокринологии и обмена веществ имени В.П. Комиссаренко НАМН Украины», академика НАМН Украины Николая ТРОНЬКО (на снимке), который снова избран президентом Ассоциации эндокринологов Украины.
— Николай Дмитриевич, учитывая повышенное внимание на съезде именно к сахарному диабету, ситуация с этой болезнью действительно весьма угрожающая?
— К сожалению, да. Сахарный диабет на сегодня — одна из наиболее сложных медико-социальных проблем, причем без границ. То есть она практически самая приоритетная для всех национальных систем здравоохранения в мире и в Украине в том числе. Это обусловлено не только значительным увеличением количества больных этим недугом, но и чрезвычайно большим риском острых и хронических осложнений, которые приводят к инвалидизации и преждевременной смерти людей. И об этом свидетельствуют данные международной организации по изучению диабета ІTF. Нынче в мире более 300 миллионов больных диабетом. По прогнозам, в 2035 году эта цифра достигнет почти 600 миллионов. Именно на основании этих данных и быстрой распространенности сахарного диабета ООН и назвала болезнь пандемией XXІ века.
— А какова ситуация в Украине?
— Уже насчитывается 1 миллион 380 тысяч больных СД. Но эта цифра далеко не полная. Нашим институтом были проведены масштабные клинико-эпидемиологические исследования, которые засвидетельствовали, что на один официально зарегистрированный случай у нас приходится 2—2,5 невыявленных. То есть
фактически в Украине более трех миллионов больных сахарным диабетом.
Особенно беспокоит то, что их количество, как и в целом в мире, стремительно увеличивается.
— В этом главная опасность?
— Сахарный диабет вызывает серьезные осложнения. Он является, в частности, существенной причиной ишемической болезни сердца, инфаркта миокарда, церебрального инсульта, слепоты, острой почечной недостаточности. А чего стоит, например, так называемая диабетическая стопа, приводящая к гангрене и последующей ампутации. Эти осложнения у больных диабетом возникают на порядок чаще, из-за чего и продолжительность жизни сокращается, а смертность повышается. Если взять сердечно-сосудистую патологию, то 67 процентов ее проявления связано с сахарным диабетом. Фактически нарушаются функция и структура сосудов, что и вызывает это чрезвычайно тяжелое заболевание.
— В означенном контексте, какие мысли высказывались на киевском собрании?
— Речь шла о необходимости углубления фундаментальных исследований в генезе сахарного диабета, применении фармакологических препаратов в Украине, их соответствии современным требованиям отечественной эндокринологической помощи. У делегатов съезда была единогласная позиция:
одна из первоочередных задач эндокринологов и медицинского сообщества в целом — раннее выявление сахарного диабета.
Необходимо проверять уровень сахара в крови всех людей без исключения. Если выявить его повышение на ранних этапах, то как раз и можно профилактировать те серьезные осложнения, которые возникают при диабете.
Следует отметить, что за годы независимости Украина сделала определенные положительные шаги. Значительно улучшилось качество помощи больному. В стране сегодня действуют два фармзавода — «Фармак» и «Индар», выпускающие инсулины по международным стандартам. Отечественные эндо-
кринологи и диабетологи имеют в своем распоряжении весь спектр сахароснижающих препаратов — как таблетированных, так и инъекционных. И сегодня самое главное — компенсировать СД, то есть добиться нормализации углеводного обмена в организме больных, содержания сахара в крови. Если мы этого достигнем, то, подчеркну еще раз, это будет равноценно профилактике осложнений.
— Что для этого нужно?
— Одно из важных условий — система здравоохранения в Украине должна отвечать современным требованиям. Прежде чем ее реформировать, нужно построить модель, детально расписать и довести до логического конца, чтобы каждый врач четко понимал и представлял содержание реформы, а граждане знали, что и каким образом улучшится в оказании им медпомощи. Я был причастен к налаживанию производства отечественных инсулинов и стал свидетелем печального парадокса: построить заводы оказалось легче, чем создать систему обеспечения больных инсулином. Она не создана до сих пор. Истина здесь простая:
пока тендерами будут заниматься не специалисты, а люди, которые к медицине и к ее конкретным направлениям не имеют никакого отношения, ничего путного не будет.
Будем иметь то же, что вчера и сегодня, и такая же перспектива ждет нас и завтра. Выход вижу в том, чтобы тендеры от чиновников переложить на профессиональные ассоциации.
— Какие еще проблемы обсуждались на съезде?
— Заболевания щитовидной железы. Непрерывное увеличение их количества в Украине — последствие аварии на ЧАЭС. Кстати, выводы, которые я сделал три года назад относительно Фукусимы, как сообщили японские коллеги, стопроцентно подтвердились. А это значит, что наша наука также затребована. Мы доказали, что наибольшая вероятность заболевания раком щитовидной железы — у детей в возрасте от 0 до 9 лет, находившихся в зоне влияния последствий аварии. Наши клинико-эпидемиологические данные заставили изменить подходы к лечению онкологии. И этот опыт позаимствовали ведущие клиники Европы, США и Японии. Мы впервые доказали дозовую зависимость возникновения рака щитовидной железы. Кстати, уже более 20 лет осуществляется совместный украинско-американский проект по его исследованию. Сейчас усилия направлены на то, чтобы определить, от какой дозы облучения возникает онкозаболевание. Это сверхважно и для мирового медицинского сообщества, и для правительств стран. Ведь такие знания откроют путь к эффективной профилактике опасного недуга.
Разговор вел Виктор ЧАМАРА.
Киев.