Последователи Икара.

Устремление в небеса тысячелетиями будоражит человеческое воображение. Не имея возможности вознестись к облакам, древние приписывали способность летать сверхъестественным сущностям: так появились греческие мифы об Икаре, предания о христианских ангелах, зороастрийских пери, исламских малаках и индуистских дэвах. А сказаний о коврах-самолетах, крылатых драконах, львах, конях, змеях вовсе не перечесть. Порыв ввысь воспевают и многие деятели современной культуры – от шестидесятника Ивана Драча до эпатажного рок-музыканта Сергея Шнурова.


Почему люди испокон веков жаждут взмыть прочь от земли? Любопытство? Новый опыт? Ощущение свободы? Желание испытать себя и превозмочь страх?


Крылья без мотора

Впервые полет человека достоверно задокументирован в 1783 году – в Париже братья Монгольфье подняли в воздух воздушный шар с пассажирами на борту. В память об их изобретении тепловые аэростаты поныне именуются монгольфьерами. Первый полет на планере совершил в 1891 г. Отто Лилиенталь в Германии. На вертолете первыми полетали тоже французы, в 1907 году, а на самолете – американцы, в 1903. Планер – крылатое воздушное судно без мотора, нечто среднее между всецело предоставленным воле стихий воздушным шаром и управляемым сложнейшей аппаратурой самолетом (хотя встречаются и модели с мотором – мотопланеры). 

 



Так как обычно мотора у планера нет, поднимают его в воздух на буксире, с помощью самолета. Основная характеристика планера – качество, то есть количество пройденных километров на километр потери высоты. Разработаны аппараты с качеством 60, а для недорогой учебной модели оно составляет 28. Во время полета планерист может набирать высоту, используя восходящие потоки воздуха под облаками. Поэтому лучшая погода для планеризма – кучевая облачность, рассказала во время инструктажа заместитель начальника авиационного управления Общества содействия обороне Украины, летчик I класса, чемпионка мира и Европы по планерному спорту Валентина Топорова (на снимке)

 

А в слишком солнечный или пасмурный день подняться можно над лесом, водоемом или вспаханным полем, за счет потоков влажного теплого воздуха, взмывающих в небеса с поверхности земли. Восходящие потоки позволяют летать, покрывая сотни и даже тысячи километров. Важен также выбор места посадки (в случае ухудшения погоды) – нужна ровная местность, без строений, деревьев и кустарника. Случаев вынужденной посадки в лесу или на воду украинские ветераны планерного спорта не припоминают, а вот на маисовое поле приземляться пришлось – аппарат обломал крылья о кукурузные стебли, но пилот остался невредим.


Вдоль Анд за световой день

Вокруг света за восемьдесят дней – в нынешних реалиях с такой задачей может справиться почти каждый. А вот за день преодолеть на планере три тысячи километров (мировой рекорд) посчастливилось лишь немцу Клаусу Ольману в 2003 году. Полет был спланирован вдоль горной гряды Анд (из-за особенностей рельефа, восходящие потоки в горах есть практически всегда). Стандартный маршрут опытного планериста составляет 500-1000 километров – можно переместиться из Киева в Одессу или Каменец-Подольский.


Чтобы самостоятельно отправиться в полет по маршруту, нужно часов сорок налета с инструктором (для пилотов, имеющих опыт управления вертолетом или самолетом – десять-пятнадцать). Лимитирующим фактором развития планеризма остается цена – это один из самых дорогих видов спорта (собственный планер обойдется в тысячи долларов). Украинские планеристы сейчас летают в основном на планерах Общества содействия обороне Украины (бывшего ДОСААФ).  Первый полет на планере с инструктором – ознакомительный. После него кто-то просто сохраняет на всю жизнь воспоминание о необычном событии. А кто-то увлекается всерьез -- продолжает обучение и становится планеристом, посвящая полетам и аэродрому практически все свободное время. 

В Украине есть клубы планеристов, где можно полетать в частном порядке. За полет придется выложить от шестисот до двух тысяч гривен. Такие цены вполне объяснимы – в них входят услуги инструктора, пилота буксирующего самолета, расходы на топливо, обеспечение исправности аппаратов и безопасности полетов... 

Но что остановит того, кто стремится в небо?

 


Татьяна ДРУЖЕНКО.


Автор этих строк благодарит Валентину Топорову за уроки пилотирования и возможность побывать в небе.